grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

56. Эффект бодхисаттвы

Эффект бодхисаттвы

Как это нередко бывает в супружеских парах, жена тринадцатого Бодхисаттвы гораздо меньше ценила своего прославленного мужа, чем все окружающие...

Не раз она жаловалась своим подругам на бодхисаттву:

- Да разве можно с ним нормально разговаривать? Он же никогда не ответит на вопрос прямо, вечно виляет туда-сюда!

Когда слухи об этом доходили до бодхисаттвы, он не возмущался и не оправдывался, а лишь примирительно улыбался.

Наконец, дело дошло до того, что неуёмная женщина начала исправлять указания, которые бодхисаттва давал своим ученикам.

В растерянности обратились ученики к бодхисаттве с вопросом, кого же им следует более слушать из них двоих.

У тут-то они воочию столкнулись с пресловутым «эффектом бодхисаттвы»! А именно — они так и не получили от своего учителя прямого, ясного и понятного ответа на поставленный вопрос!

Вот как уклончиво и непонятно отвечал им тринадцатый бодхисаттва:

- Вы должны знать, любезные мои ученики, что невежество гораздо чаще даёт человеку уверенность в себе, чем знание. Люди малосведущие и обладающие неокрепшим умом легко делают ошибочные выводы и принимают неверные решения, однако их малые знания и слабость рассуждений не позволяют им осознать этого. Поэтому они пребывают в полной уверенности в своей правоте и считают, что в их неудачах виновата случайность или другие люди, но ни в коем случае не они сами. Из-за этого они также склонны пренебрежительно относиться к мнению других людей, считая свои способности гораздо выше рядовых.

Бодхисаттва вздохнул, задумчиво посмотрел на свой посох и отложил его подальше...

- Знайте, любезные мои ученики, что малосведущие люди всегда будут оценивать свои способности гораздо выше способностей тех, у кого они на самом деле высоки. И наоборот, настоящая осведомлённость в каком-либо деле может уменьшать уверенность сведущих лиц в своих знаниях и силах. И более того, они даже склонны принижать свои знания и способности в сравнении с окружающими! Это происходит из-за наличия ложного представления у сведущих людей о том, что уровень знаний окружающих должен быть примерно таким же, как у них самих. Разговаривая с людьми малосведущими и обладающими слабым умом, люди сведущие и развитые ставят их с собой вровень и пускаются в рассуждения там, где следует выдать непреложную истину. Выдать непреложную истину — с точки зрения невежественных людей, разумеется.

Опять вздохнул бодхисаттва... И вместе с ним на этот раз вздохнули все ученики...

- Итак, запомните, любезные мои ученики, - продолжал бодхисаттва, - вот несложные правила, по которым вы всегда сможете отличить достойного учителя от малосведущего:

1. Малосведущие люди более, чем сведущие, тяготеют к переоценке своих собственных способностей.

2. Малосведущим людям не удается постичь наличие действительно высоких способностей у сведущих и развитых людей.

3. Малосведущим людям, в отличие от сведущих, не удается осознать своё невежество. И более того: им не удаётся даже заподозрить его у себя!

4. Если малосведущие люди пройдут обучение у достойного учителя, которое повысит уровень их знаний и разовьёт их ум, то тогда они, наконец, смогут осознать уровень своей прежней невежественности и исполнятся скорби по этому поводу. И эта скорбь никогда уже больше не позволит им рассуждать с прежней уверенностью в своей правоте!

Так закончил тринадцатый бодхисаттва своё уклончивое и малопонятное поучение для своих любезных учеников...

Комментарий четырнадцатого бодхисаттвы

Слышал я, что когда жене тринадцатого бодхисаттвы пересказали эту историю, то она с торжеством воскликнула:

- Я же говорила, что с ним невозможно разговаривать! Он никогда не ответит прямо на поставленный вопрос! К чему были все эти его рассуждения о сведущих и несведущих людях, когда всего-навсего надо было подтвердить ученикам, чтобы они слушались меня, как это делает сам бодхисаттва!

   Слышал также я, что когда Императору передали эту историю, то он, слушая её, всё время улыбался. Пока речь не дошла до правил, по которым бодхисаттва советовал отличать достойного учителя от малосведущего. В этом месте Император задумался, нахмурился и повелел никогда больше не приглашать бодхисаттву для обучения своих наследников...

Примечание:

Эффект Даннинга-Крюгера является примером когнитивного искажения, которое заключается в том, что «люди делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но их некомпетентность не позволяет осознать это».

Kruger, Justin; Dunning, David  (1999).

10.11.2010.

© Сазонов В.Ф., 2010.

© http://kineziolog.bodhy.ru, 2010.

Ваша оценка: 
5
Средняя: 5 (1 проголосовавший)