grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

Мотивация

Краткое описание: 
Библиографическая ссылка для цитирования: Сазонов В.Ф., Сазонов И.В., Белова О.А. Мотивация: электронное учебное пособие онлайн [Электронно-образовательный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2023: [сайт]. Дата обновления: 01.03.2023. URL: https://kineziolog.su/content/motivaciya (дата обращения: __.__.20___).

Сазонов В.Ф., Сазонов И.В., Белова О.А.

Мотивация

электронное учебное пособие онлайн

kineziolog.su

 

Издание "Мотивация" (Сазонов В.Ф., Сазонов И.В., Белова О.А.) отмечено юбилейной наградой (25 лет Российской Академии Естествознания)
ОРДЕНОМ "PRIMUS INTER PARES - ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ"

Оглавление

Введение

Мотивация как явление психики

Мотивы

Ситуационная мотивация

 

Аннотация

УДК 378.015.3(075.8)
No ОФЭРНиО: 22754
Сазонов В.Ф., Сазонов И.В., Белова О.А. Мотивация / федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина”
Тип ЭВМ: Intel; Тип и версия ОС: Windows *
Электронный образовательный ресурс “Мотивация”, разработан по требованиям ФГОС. Отражает запросы современного образования на развитие компетенций студентов, междисциплинарные связи, самостоятельное достижение знаний, использование электронных информационных ресурсов. Основная цель - формирование компетенций при изучении мотивации; позволяет работать аудиторно и дистанционно. Использованы авторские разработки и материалы, лекции, презентации, задания, тесты, опросы. Задачами ресурса является изучение: понятия “мотивация”, мотивирующей установки, мотивации учебной и производственной, диагностики мотивации.. Размещён на сервере университета в LMS “Moodle”, доступен для направлений биологического, ппсихолого-педагогического, экономического профиля. Интерактивные задания позволяют учащимся отправить отчёт о выполнении в виде файла после изучения темы. Стимулирование поисковой и исследовательской активности положительно сказывается на формировании учебной мотивации и компетенций у студентов.

Печатная версия аннотации: Сазонов В.Ф., Сазонов И.В., Белова О.А. Мотивация // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование, № 5 (96), 2017. С. 33.

Разработчики курса:

Сазонов Вячеслав Фёдорович, кандидат биологических наук, доцент,  доцент кафедры биологии и МП  РГУ имени С.А. Есенина.

Сазонов Илья Вячеславович, магистр, профиль: педагогика высшей школы, выпускник ФСУ РГУ имени С.А. Есенина.

Белова Ольга Анатольевна, кандидат медицинских наук, доцент,  доцент кафедры биологии и МП РГУ имени С.А. Есенина. 

© 2017-2023 Сазонов В.Ф., Сазонов И.В., Белова О.А. © 2020-2023 kineziolog.su

 

"Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может".

Gordon Murray (Мюррей, или Марри), конструктор болидов Brabham и McLaren, формульного суперкара, “МакМерс” SLR и LCC Rocket, трудоголик.

 

Мотивация как явление психики

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).

Феномен мотивации представляет собой совокупность психических процессов, структур и функций, определяющих направление и интенсивность активности людей (и животных). К феномену мотивации относятся мотивы, разнообразные мотивационные факторы, прежде всего потребности, а также чувства, проявления воли и соответствующие качества личности.

Потребности являются одним из главных источников мотивов человеческой активности. Отдельно взятая потребность – это более или менее четкое осознание специфического дефицита в динамике информационного и вещественного обмена между личностью (организмом) и средой. Голод, жажда, незнание, чувство униженности, усталость, одиночество – примеры некоторых потребностей. Уже из приведенного перечня видно, что переживание потребности (неудовлетворенной) является негативной эмоцией. Синонимами “потребности” служат такие слова, как “нужда”, “нехватка”, “недостаток”, “необходимость”, иногда “интересы”. Жизнь в значительной мере представляет собой процесс удовлетворения потребностей. Наличие потребностей такое же фундаментальное условие существования субъекта, как и обмен веществ.

В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Биологические потребности человека также подвергаются развитию и социализации. Человеческие потребности специфичны тем, что в большинстве своем они удовлетворяются посредством деятельности и результатами деятельности других людей. Важной предпосылкой их удовлетворения является собственность.

Потребности характеризуются: предметностью; они всегда являются потребностями в том или ином предмете (ситуации). Важная характеристика потребностей – их специфическая динамика, т.е. способность актуализироваться и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь.

Благодаря своей предметности потребности приобретают сигнальный характер, т.е. могут регулироваться с помощью внешних и внутренних сигналов. Благодаря этому становится возможным упреждение крайних потребностных состояний. Но конкретные объекты потребностей не всегда жестко “записаны” в наследственности. Некоторые предметы внешней среды могут становиться предметами той или иной потребности по механизму экстренного запечатления (импринтинга), некоторые обретают подобный статус условно-рефлекторным путем. У животных – это, главным образом, натуральные объекты. Потребности человека – как высшие, так и элементарные – имеют общественную природу.

Спектр потребностей весьма богат и разнообразен: разные исследователи насчитали их несколько десятков. Количество потребностей человека как личности и организма не является конечным.

Традиционной является попытка выделения основных биологических потребностей (драйвов, инстинктов), общих для многих видов животных и различающихся сравнительно автономными механизмами удовлетворения. Их сводный перечень, составленный К.Б. Мадсеном на основе 20 концепций мотивации, охватывает 12 потребностей, в том числе потребности в пище, воде, половая, в уходе за детенышами, в кислороде, отдыхе и сне, активности, безопасности, агрессии. Г.Мюррей изучил около 20 сложных человеческих потребностей, а именно: потребности в достижении, в самоунижении, в аффилиации, в агрессии, в автономии, в противодействии, в защите, в уважении, в доминировании, в эксгибиции, в избегании ущерба, в избегании позора, в опеке, в порядке, в игре, в отвержении, в чувственных впечатлениях, в сексе, в поддержке, в понимании.

Потребности по их происхождению делят на первичные (биологические) и вторичные, приобретенные в процессе роста и развития личности.

Гомеостатическим потребностям, удовлетворение которых сохраняет постоянство внутренней среды организма, противопоставляют потребностинезависимые от состояния организма, актуализируемые внешними воздействиями. Таковы, например, познавательные потребности. Если актуализация гомеостатических потребностей подвергается цикличным колебаниям, то познавательной потребности свойственны постоянно действующие установки на восприятие нового и неожиданного как интересного и любопытного.

Постоянством установок отличаются также негативные потребности, которые лежат в основе отрицательной мотивации, т.е. мотивации избегания. В отличие от позитивных потребностей, обеспечивающих присвоение необходимых благ, негативные потребности обеспечивают защиту организма от вредных воздействий.

Поскольку переживание потребности – это дискомфорт, а то и мучительное страдание (например, удушье), то с ним связано желание улучшить свое самочувствие. Это значит, что потребность выполняет мотивационную функцию или, говоря проще, становится мотивом соответствующего поведения: потребления, деятельности, общения.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это внутреннее, т.е. исходящее от субъекта побуждение (стремление, влечение, хотение, желание) к определенным действиям, ориентированным в конечном счете на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояния среды или собственной личности.

В бихевиоризме, а также и в некоторых других школах психологии к мотивам относят условия внешней среды, если их восприятие (а также мысленное воспроизведение, припоминание) предопределяет действия человека. Такого рода факторы среды следовало бы назвать “мотиваторами”. К. Левин писал: “Хорошая погода и определенный ландшафт влекут нас к прогулке. Ступеньки лестницы побуждают двухлетнего ребенка забираться наверх и соскальзывать вниз, двери побуждают его к их открыванию и закрыванию, мелкие крошки – к их собиранию, собака – к поглаживанию, ящик с кубиками – к игре. Книга влечет нас к чтению, пирожное – к еде, озеро – к плаванию, зеркало зовет посмотреться в него, запутанная ситуация – разобраться в ней”.

Мотивы вырастают не только на базе неудовлетворенных потребностей. Многие мотивы формируются и вопреки потребностям. По мнению Олпорта, неверно считать, что все мотивы направлены к “редукции напряжения”, как принято думать в инстинктивизме, психоанализе и в бихевиоризме. Конечно, основные побуждения – недостаток кислорода, голод, жажда – по-видимому, стремятся к “редукции напряжения”. Однако эти побуждения не являются достоверной моделью для всех нормальных мотивов взрослого человека. Поведение, направленное лишь на уменьшение напряжения, – явно патологично. Оно не несет в себе ничего созидательного. Люди, которые руководствуются принципом “редукции напряжения”, не могут принять страдание, отсрочку, расстройство как случайный инцидент в своих поисках ценностей. Нормальные люди по контрасту с этим действуют по “предпочтительным моделям” самоутверждения. Их психогенные интересы – скорее поддержание и направление напряжения, нежелиизбегание его.

Подлинно психогенные мотивы заставляют нас принимать новые обязанности “с тяжелым сердцем, но с радостью”. Они заставляют нас неограниченно усложнять и напрягать нашу жизнь. “Стремление к равновесию”, “редукция напряжения”, “влечение к смерти” кажутся поэтому тривиальными и ошибочными представлениями о мотивации нормального взрослого человека. Таким образом, следует вместо принципа “редукции напряжения” принять “принцип активности”, согласно которому человек в своем поведении не реактивен, а изначально активен.

Поскольку люди взаимосвязаны друг с другом, то мотивы одного человека могут обусловливаться потребностями других людей. В мотивационные процессы включается система социальных ценностей, в том числе убеждения, верования, предрассудки и т.д. Например, человек может действовать по идеологическим, религиозным, нравственным или политическим побуждениям, руководствуясь соображениями добра, социального порядка, справедливости, межнационального равенства и многими другими.

Мотивы определенным образом соотносятся с целями. Мотивы “стоят за целями”, побуждают к целеобразованию и к достижению целей. Для человеческой деятельности характерно несовпадение мотивов и целей. Это значит, что достижение определенной цели имеет для человека некоторый смысл, выходящий за пределы того состояния вещей, которое достигается в результате конкретных действий.

Человеческая деятельность является полимотивированной.

В психологии широко используется также понятие мотивации. Оно является производным от мотива и означает совокупность процессов формирования, функционирования, взаимодействия и преобразования мотивов поведения людей и животных. О мотивации говорят, например, имея в виду комплекс разнообразных мотивов, управляющих какой-либо деятельностью на протяжении некоторого времени. В ряде случаев “мотивация” и “мотив” являются синонимами.

В структуру мотивации входят мотивирующие факторы. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения эти факторы могут делиться на три относительно самостоятельных класса.Мотивирующие факторы первого класса (потребности и инстинкты) являются источниками активности. Их анализ дает ответ на вопрос о том, почему организм приходит в состояние активности.Мотивирующие факторы второго класса определяют направленность активности организма, то, ради чего избираются одни, а не другие акты поведения. Мотивирующие факторы третьего класса – это эмоции, субъективные переживания (стремления, желания) и установки. Они отвечают на вопрос о том, как осуществляется регуляция динамики поведения.

Источник: http://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-motivatsii/vse-stran...

Степень мотивации выражается в том, сколько внутренних ресурсов человек готов мобилизовать для какого-то своего действия.

Нейрофизиология мотивации

По современным представлениям эмоционально-мотивационные состояния формируются мезо-лимбическими структурами мозга: ДАергическая вентральная тегментальная область (ВТО), гиппокамп, миндалина, хабенула, таламус и прилежащее ядро. Эти состояния, в свою очередь, контролируются мезо-кортикальной системой с участием префонтальной коры. Ключевыми системами, функционирующими в этом круге, являются нейронные моноаминергические
(ДА, НА, СТ) системы мозга.

Главная особенность этий нейронных систем состоит в том, что моноаминергические системы мозга - это несинаптические модуляторные системы, не генерирующие локальные синаптические потенциалы (ВПСП или ТПСП). В них работают не ионотропные, а метаботропные мембранные рецепторы, связанные с G-белками, но не включающие в себя ионный канал. Синаптические (медиаторные) и несинаптические (модуляторные) системы принципиально отличаются друг от друга.

Итак, с точки зрения нейрофизиологии, мотивационные и эмоциональные состояния формируются несинаптическими нейро-модуляторными системами, в частности, моноаминергическими системами.

Пищевые, питьевые и половые центры локализованы в гипоталамусе. Лептин и грелин, гормоны сытости и голода, контролируют пищевую потребность. Гормон вазопрессин контролирует концентрацию водных растворов (биологических жидкостей), осмолярность и потребность пить. Половые гормоны контролируют сексуальную потребность.

Важно, что рецепторы ко всем этим гормонам экспрессируются в дофаминэргических ДА-нейронах ВТО (вентральной тегментальной области), терминали которых проходят через гипоталамус. Именно взаимодействие этих гормонов с ДА-системой вызывает мотивацию, которая реализуется как ГАМК-сигнал из прилежащего ядра (n. accumbens) к вентральным сегментам паллидума (бледного шара). Дорзальные сегменты паллидума получают ГАМК-сигналы из дорзального стриатума и выполняют целенаправленное эмоционально мотивированное поведение, которое удовлетворяет или не удовлетворяет соответствующую потребность и мотивацию. Удовлетворение мотивации вызывает эмоционально положительное состояние и соответствующую реакцию. Неудовлетворенная мотивация вызывает эмоционально отрицательное состояние и соответствующую реакцию.

Источники:

Базян А.С. Зеркальные нейроны, физиологическая роль, особенности функционирования и эмоционально насыщенная когнитивная карта мозга // Успехи физиологических наук, 2019, том 50, № 2, с. 42–62.

Ваша оценка: 
2.416665
Средняя: 2.4 (12 проголосовавших)