grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

Способности и одарённость

Краткое описание: 
Характеристика и сравнение способностей и одарённости.

Способность и одарённость

Часто употребляются как синонимы.
Способности имеют 2 значения:
1) широкое, общепсихическая потенциальная возможность должна определяться видом деятельности. У любого человека есть способности к любому виду деятельности, но с разной способностью.
2) дифференциальные способности различные у разных людей.
а) Задаток – врождённый потенциал.
б) Свойства (качества) = задаток + развитие + среда.
в) Способность = свойство + практика (деятельность).
 
Потенциальные / Реальные
(ученики) (специалисты)
Способности = преимуществам.
Способности = результативность при энергетических затратах (и временных).
 
 Одарённость
Одарённость = способности + задатки + креативность + активация (внутренняя > внешняя) = успешность в деятельности.
Одарённость отличается от способности тем, что не просто результат, а успешный результат. Успешность ограничивается прижизненным признанием. Понятие способности связано со специализацией.
Известное деление на касты в рабовладельческих обществах привело в жизнь идею специализации.
Понятие о способностях в науку ввёл Платон, а в отечественной психологии развил Платонов.
Платон считал, что люди различаются по способностям к управлению, земледелию, ремеслинечеству. Подчёркивал идею неравенства людей по способностям.
Сага Хуана Уарое – подчёркивал идею специализации. Выдвинул идею использования природных способностей.
 
Соотношение врождённого и приобретённого в способностях
Врождённое.
Задатки – Ф. Гальтон. На основании его работ - направление евгеника. Евгеника опасна, в соединении с национализмом и расизмом.
Биологическая точка зрения – человечество накапливает груз – высокая детская смертность, жестокий отбор. Вопрос отношения врождённого и приобретённого до сих пор актуален и нерешён. 1910 Бине предложил темы для изучения теста QI. Там замерялись память, внимание, воображение и др. Они измеряли уровень развития свойств.
В. Штерн предложил измерять индекс интеллекта (IQ) в 1900 году, ввёл понятие дифференциальная психофизиология.
Различал одарённость реактивность и спонтанную. Реактивная – на внешней стимуляции. Спонтанная одарённость на внутреннем побуждении, и присуща человеку на высоких ступенях развития.
Он понимал одарённость как общепсихологические предрасположения, т.е. как тотальное качество.
До сих пор идут споры, включать же в понятие способности приобретать опыт. Великие просветители стояли на точке зрения, что воспитание может всё, и переоценивали роль приобретённого в способностях.
Способность – совокупность свойств личности обеспечивающих эффект деятельности. Она обращается к разным задаткам. Это комплекс качеств и задатков.
Идею способности как совокупности качеств поддерживают Ковалёв, Мясищев. Одарённость тоже можно считать совокупностью способностей (так считал Теплов). На сколько обучение развивает способности?
Существуют особые способности:
1) способности к обучению;
2) способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Они положительно влияют на все другие способности.
 
Проблема отбора
К. Платонов. Вне деятельности способностей нет.
Задатки
Это анатомо-физиологические особенности мозга, которые определяют физиологические и психические особенности человека. Платонов считал задаткам – психические процессы. Бодалёв – психические функции. Вывод: проблема задатков в науке не решена.
С начала деятельности существующие задатки, после формируются способности.
М. Теплов, считал, что, из способностей можно исключить знания и умения, за это его критиковали Ковалёв и Мясищев. С другой стороны Платонов считал, что после положения об отсутствии врождённых способностей и ошибочно и методологически неверно. Он считает, что в задатки надо включать элементарные процессы.
Инертность нервных процессов задатков.
Ваша оценка: 
1
Средняя: 1 (4 проголосовавших)