grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

Асимметрия полушарий головного мозга

Краткое описание: 
Сазонов В.Ф. Асимметрия полушарий головного мозга [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2016: [сайт]. Дата обновления: 21.10.2016. URL: http://kineziolog.su/content/asimmetriya-polushariy-golovnogo-mozga (дата обращения: __.__.201_). _Понятие об асимметрии больших полушарий головного мозга (функциональной межполушарной асимметрии).

Определение понятия

Асимметрия полушарий головного мозга (она же функциональная межполушарная асимметрия, ФМА) - это отклонение от симметрии в деятельности парных полушарий головного мозга. © Сазонов В.Ф., 2014. © kineziolog.bodhy.ru, 2014.

Ударение в этом термине следует делать на предпоследний слог: асимметрИя, в противопоставление термину симмЕтрия.

Полушария эквипотенциальны (т.е. равнозначны) относительно простых функций. Это означает, что простые нервные функции может с равным успехом выполнять любое полушарие. Но в то же время полушария специализированы относительно сложных психических функций. Это означает, что каждое полушарие может делать что-то лучше, чем другое полушарие.

Таблица. Несимметричное распределение ролей между симметричными парными полушариями головного мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Оперирует понятиями. Логическое, работает с абстрактными понятиями и словами.

Оперирует образами. Образное, работает с целостными конкретными образами (гештальтами).

Вербальное, "говорящее". Понимает и воспроизводит речь, потому что оба этих центра речи (центр Вернике для понимания и центр Брока´ для говорения) находятся в нём. Плохо понимает и воспроизводит речь. Правда, у женщин есть дополнительные центры речи кроме левого ещё и в правом полушарии.

Последовательная, поочерёдная обработка информации. Термин: сукцессивное (т.е. последовательное) мышление.

Это позволяет левому полушарию управлять речью, потому что устная речь представляет собой последовательность фонем, из которых складываются слова. Слова тоже должны быть выстроены в определённой последовательности, чтобы получались предложения. В свою очередь предложения должны следовать одно за другим в определённом порядке, чтобы передавать смысл речевого сообщения. Таким образом "наведением порядка" в речи и соблюдением очерёдности успешно занимается именно левое полушарие.

Параллельная, одновременная обработка информации. Термин: симультанное (т.е. одномоментное) мышление.

Правое полушарие обрабатывает поступающие в него сигналы одновременно и "холистически", т.е. целостно.

   

Анализ. Аналитическая стратегия переработки информации. Детализация, "разложение по полочкам".

Локальное восприятие.

Индуктивное мышление, т.е. от частного к общему. При этом анализ предшествует синтезу.

Рационально-логическая переработка информации.

Обеспечивает формально-логическое мышление.

Вербально-символические функции.

Синтез. Синтетическая стратегия переработки информации. Объединение отдельных деталей в целое.

Глобальное восприятие.

Дедуктивное мышление, т.е. от общего к частному. Синтез в этом случае предшествует анализу.

Пространственно-интуитивная обработка информации.

Обеспечивает ассоциативно-эмпирическое мышление, или метафорическое.

Хронологический порядок. Последовательность событий во времени: различение прошлого, настоящего и будущего.

Текущий момент времени.

Отсутствие ориентации во времени: всё происходит «здесь и сейчас».

Чтение карт, схем. Экстраполяция, транспонирование.

Конкретное пространство.

Запоминание имен, дат, символов.

Запоминание образов, узнавание, запоминание конкретных событий.

Речевая активность, понимание смысла.

Понимание эмоционального состояния.

Детальное восприятие по-отдельности.

Целостное восприятие "в целом".

Позитивное. Контроль позитивных эмоций, веселое и радостное восприятие мира (оптимизм).

Негативное. Контроль негативных эмоций, мрачное восприятие мира (пессимизм).

 Восприятие ритма в музыке.

 Восприятие и сочинение музыки контролируется правым полушарием. Именно оно обеспечивает восприятие мелодии в музыке. Музыкальные мелодии лучше распознаются, если прослушиваются левым ухом, т.е. воспринимаются правым полушарием.

Вербальный интеллект (особенно ценится при обучении в школе и в вузе, а также в точных и технических науках).

Невербальный интеллект (в творческих профессиях, конструировании, дизайне).

Содержит план строения только контралатеральной стороны тела, т.е. правой, противоположной. Содержит план построения обеих половин тела.
Тесно связано с активирующими системами ствола мозга. Тесно связано с диэнцефальным отделом, т.е. средним мозгом.
Активность левого полушарие поддерживает связь с реальностью и сознательной деятельностью. Активация правого полушария связана с гипнотическими и трансовыми состояниями, оно в большей степени, чем левое, поддерживает бессознательную деятельность мозга.
Кора левого полушария контролирует количество и активность Т-лимфоцитов, обеспечивающих клеточный иммунитет. Кора правого полушария антагонистически влияет на иммунную регуляцию, осуществляемую левым полушарием.

Виды взаимодействий между полушариями:

  1. Сотрудничество - распределение нагрузки между обоими полушариями.
  2. Интеграция - объединение и сравнение информации, полученной разными полушариями.
  3. Метаконтроль - контроль определённого полушария над процессом переработки информации. При этом более активным может быть не контролирующее полушарие.
  4. Суммация - наблюдается при перцептивных переносах.
  5. Межполушарный перенос.
  6. Интерференция.
  7. Взаимное торможение (реципрокное).

Интересно, что мозолистое тело, соединяющее нервными связями оба полушария, примерно на 11% больше у леворуких людей и амбидекстров. Это предполагает повышенную эффективность межполушарной передачи информации у этих категорий людей.

© 2014-2016 Сазонов В.Ф. © 2014-2016 kineziolog.bodhy.ru © 2016 kineziolog.su

Дополнительные материалы

ФМА в диф.психофизиологии

Сайт, посвящённый асимметрии мозга

Особенности развития речи у детей в 6-7 и в 9-10 лет, с разным профилем латерализации моторных и сенсорных функций. 2009.

Вращение балерины:

Одна балерина Посмотрите на балерину и скажите, в какую сторону она вращается. В какую? По часовой стрелке или против часовой стрелки? Вы уверены в этом?

Две балерины Теперь посмотрите на двух балерин и скажите, в какую сторону вращаются они. В ту же самую, что и одна? Вы уверены?

Две балерины разные

Три балерины Посмотрите на трёх балерин. Обратите внимание на следующее. Когда Вы смотрите на левую балерину, то все три балерины вращаются в ту же самую сторону, что и она. А когда Вы смотрите на правую балерину, то все три балерины вращаются уже в другую сторону, вместе с правой балериной. В таком случае, в какую же сторону на самом деле вращается средняя балерина? По часовой стрелке или против? Приходится сделать вывод о том, что направление вращения балерины зависит не от неё самой, а он нашего восприятия, от нашего мозга. Теперь, после этой маленькой подготовки с тремя балеринами, Вы можете стать волшебником! Вернитесь к первой одиночной балерине и заставьте её вращаться в другую сторону! А если она не слушается, то повращайте рядом с ней пальцем, показывая, в какую сторону ей надо вращаться. Через некоторое время балерина подчинится Вашему приказу и начнёт вращаться в противоположную сторону. Конечно, на самом деле Вы научились управлять не балериной, а своим собственным мозгом. Но это тоже большое достижение! Поздравляю Вас!

Кошка-балерина После тренировки с вращающейся балериной Вы легко сможете управлять "кошкой-балериной". Заставьте её по Вашему мысленному желанию вращаться то в одну, то в другую сторону. Получилось? Ну, теперь Вы настоящий волшебник (или волшебница)!

Ваша оценка: 
4.285715
Средняя: 4.3 (21 проголосовавший)