grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

Концепция нейрофизиологии

Краткое описание: 
Сазонов В.Ф.Концепция нейрофизиологии [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2014: [сайт]. Дата обновления: __.__.201_. URL: http://kineziolog.bodhy.ru/content/kontseptsiya-neirofiziologii (дата обращения: __.__.201_). Приводятся основополагающие принципы физиологии нервной системы, складывающиеся в концепцию нейрофизиологии.

 Концепция информации

Понятие "концепция" имеет множество значений и толкований, так же как и другие, родственные ему, понятия (постулаты, аксиомы, принципы).

Мы будем пользоваться следующим толкованием:

"КОНЦЕПЦИЯ (лат. conceptio - понимание, единый замысел, ведущая мысль) - система взглядов, выражающая определенный способ видения ("точку зрения"), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике.

В неклассической науке понятие "концепция" стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или (и) к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории). Таким образом, концепция редуцируется к предварительной теоретической организации "материала" внутри научной теории, которая в своей полной "развёртке" выступает как её реализация (в том числе "переводящая" исходные базовые концепты в конструкты).

Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещал фокус с "когнитивного", "логического", "внутрисистемного" в теории на "праксеологическое", "семантическое", на ее "открывание" вовне, что актуализировало проблематику социокультурной исторической обусловленности научного знания в целом. Эксплицитно это было осознано в постклассической методологии науки и в социологии знания (Концепция и (или) концепты: "личностное знание" и "научное сообщество" Полани, "тематический анализ науки" Холтона, "исследовательская программа" Лакатоса, "сильная программа" Д. Блура, "парадигма" и "дисциплинарная матрица" Куна, "междисциплинарное единство" А. Койре, "дисциплинарный анализ" и "интеллектуальная экология"  Тулмина и др.).

В целом постклассическая методология сильно поколебала представление о теории как высшей форме организации и структуризации научного знания, а также представление о возможности преодоления его "гипотетической природы", реабилитировав тем самым Концепцию как самостоятельную форму знания.

ПРИНЦИП (лат. principum - начало, основа, происхождение, первопричина) - основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям".

Источник: Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003.

 Концепция информации 

Физиология нервной системы и родственные ей науки

Физиология нервной системы, физиология центральной нервной спистемы, физиология высшей нервной деятельности, нейробиология, нейрофизиология и психофизиология являются родственными дисциплинами, изучающими и объясняющими функционирование нервной системы.

Одним из высших и наиболее сложных проявлений функционирования нервной системы является психическая деятельность.

Психическая деятельность человека состоит как в построении сложных адекватных нервных моделей окружающей действительности, что отражает процесс познания, так и в производстве новой информации, модификации имеющихся моделей и создания новых моделей, что отражает процесс творчества.

Неразрывную связь психической деятельности и поведения с нервной деятельностью постулировал выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов:

«Все акты сознательной и бессознательной деятельности человека по способу происхождения — суть рефлексы».

 

Концепция нейрофизиологии и психофизиологии

Психическая деятельность является по существу своему информационной деятельностью, т.е. деятельностью по работе с информацией. Психическая деятельность обеспечивается вполне материальной нервной деятельностью, состоящей в обработке информации, заключённой в материальных носителях. Обработка информации сводится к преобразованию (трансформации) входящих информационных потоков в выходящие с помощью перевода информации с одних материальных носителей на другие и модификации её содержания за счёт деятельности нейронов и их специализированных контактов - синапсов.

© Сазонов В.Ф., 2012.  © kineziolog.bodhy.ru, 2012

1. Психика, мышление, сознание и разум неотделимы от мозга и являются его информационным продуктом. Психика в целом является системой операций, выполняемых мозгом.

2. Каждая психическая функция выполняется специализированными функциональными нейронными структурами.

3. Все функциональные нервные структуры состоят из сходных элементарных единиц - нейронов.

4. Взаимодействие нейронов в функциональных системах построено на принципах хеморегуляции, т.е. химического управления.

5. Молекулы сигнальных хеморегуляторов (нейротрансмиттеров) эволюционно консервативны и сходны у видов, стоящих на разных ступенях эволюции: от бактерий до человека.

6. Молекулярные механизмы хеморегуляции и биорегуляции консервативны и сходны у всех видов существ, населяющих Землю.

Источник:
Kandel, E. R. (2007), In Search of Memory: The Emergence of a New Science of Mind, New York: W. W. Norton & Company, ISBN 978-0-393-32937-7.

Концептуальные принципы нейрофизиологии

1. Нервная система предназначена для работы с информационными потоками.

2. Структуры нервной системы осуществляют преобразование входящих информационных потоков в выходящие.

3. Элементарным "информационным преобразователем" в нервной системе является синапс - специализированный контакт между нейроном и его мишенью.

4. Основой для работы нейрона и синапса является создание потенциалов двух родов на клеточной мембране: 1) химический потенциал за счёт разности концентраций ионов по разные стороны мембраны, 2) электрический потенциал за счёт разности положительных и отрицательных электрических зарядов по разные стороны мембраны.

5. Изменения потенциалов мембраны достигаются путём открытия и/или закрытия мембранных ионных каналов.

6. Для открытия и закрытия ионных каналов используются несколько способов управления: 1) химический, 2) электрический, 3) механический.

7. Работа ионных каналов мембраны имеет ключевое значение для работы нервной системы, т.к. именно они обеспечивают информационный вход, т.е. ввод информации в нервную систему. За счёт перемещения через каналы ионов вводится именно информационный сигнал, запускающий ответные процессы, а не информационные носители памяти.

8. Информационный вход. Для ввода информационных сигналов в нейрон используются его молекулярные рецепторы, запускающие клеточные реакции в ответ на связывание с рецептором сигнального (управляющего) вещества. Другим способом ввода информационного сигнала является электротоническое открытие потенциал-управляемых ионных каналов мембраны.

9. Информационный выход. Секреция нейроном управляющих веществ (нейротрансмиттеров) имеет ключевое значение для работы нервной системы, т.к. именно она обеспечивает информационный выход, т.е. передачу информации от нейрона на мишени.

10. Молекулярные рецепторы нейрона преобразуют внешний информационный сигнал во внутренний и запускают ответные внутриклеточные реакции.

11. Работу нервной системы с информационными потоками обеспечивают несколько основных процессов: 1) возбуждение, 2) торможение, 3) модуляция, 4) пластичность.

12. Под понятием «обработка информации» в нервной системе подразумевается следующее: 1) частичное преобразование (трансформация, модуляция) содержания информации, 2) смена материальных носителей и переход информации из одной формы в другую, 3) переход информации с одного материального носителя на другой, 4) размножение (копирование и тиражирование) информации, 5) фиксация и хранение информации.

13. Материальными носителями информации в нервной системе являются:

  1. Локальные электрические потенциалы: ВПСП, ТПСП и РП (рецепторный потенциал), а также следовые потенциалы.

  2. Нервные импульсы.

  3. Выбросы нейротрансмиттеров (медиаторов и модуляторов).

  4. Мембранные структуры нервных клеток (молекулярные рецепторы, ионные каналы).

  5. Внутренние структуры цитоплазмы и ядра нервных клеток: ДНК и РНК (нуклеиновые кислоты) и белки.

14. Ввод внешней информации в нервную систему осуществляется с помощью специализированных сенсорных рецепторов путём трансдукции - преобразования раздражения в нервное возбуждение.

15. Нервная система создаёт информационные модели раздражителей в виде сенсорных образов и/или логических абстрактных понятий с помощью "нейронных сетей", т.е. систем взаимосвязанных нейронов.

16. Нервная система создаёт информационные модели способов реагирования на раздражение в виде рефлекторных дуг с помощью "нейронных сетей", т.е. систем взаимосвязанных нейронов.

 © Сазонов В.Ф., 2012.  © kineziolog.bodhy.ru, 2012

Ваша оценка: 
4.857145
Средняя: 4.9 (7 проголосовавших)