grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

Структура отчёта по научно-исследовательской работе

Краткое описание: 
Сазонов В.Ф. Структура отчёта по научно-исследовательской работе [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2016: [сайт]. Дата обновления: 19.10.2016. URL: http://kineziolog.su/content/struktura-otchyota-po-nauchno-issledovatelskoy-rabote (дата обращения: __.__.201_).

Отчёт по научно-исследовательской работе (НИР)

Источник данного контента:

Сазонов В.Ф. Базовая структура представления результатов научно-исследовательской работы студентов, рекомендуемая для курсовых и выпускных квалификационных работ экспериментального типа по естественно-научному направлению. // Тенденции науки и образования в современном мире. 2016. № 15-3. С. 30-34.

Научно-исследовательская работа бывает очень интересна и увлекательна сама по себе. Она захватывает исследователя и доставляет ему множество эмоций: как положительных, так и отрицательных. Но приходит момент, когда требуется остановиться, оглянуться, подумать и подвести итоги. Ведь, если мы не будем подводить итоги, то они подведут нас! И самое главное - надо написать отчёт о проделанной работе и полученных результатах. Здесь речь идёт как о формальном отчёте, когда надо просто к положенному сроку сдать хотя бы что-нибудь, так и о реальном научном отчёте, который помогает лучше осмыслить те результаты, которые есть. Публикация статьи по результатам исследования - это тоже отчёт, причём публичный. Разумеется, нас более всего должно интересовать второе направление - осмысление собственной работы и предоставление всем, кого это заинтересует, результатов своего исследования.

И тут встаёт важный вопрос: как нам поделиться своими результатами с другими людьми таким образом, чтобы они нас поняли?

Ответ очевиден: требуется рассказать о своём исследовании так, чтобы всё было понятно, и чтобы привлечь наибольшее внимание к самым важным вещам.

Для этого в науке используется особая форма и особый порядок изложения того, что сделано, и того, что достигнуто. Это и есть отчёт по научно-исследовательской работе, написанный по специальным правилам. Такой отчёт имеет стандартную структуру, которая облегчает его чтение и понимание.

Разумеется, не всегда надо включать в свой реальный отчёт все приведённые нами пункты. Например, презентация будет покороче, статья подлиннее, курсовая или дипломная работа - ещё длиннее, диссертация - длиннее и полнее, а книга - и того длиннее и полнее. Но чтобы ничего не упустить, для анализа собственного исследования лучше воспользоваться предлагаемой нами полной структурой отчёта, из которой при желании всегда можно легко выкинуть всё лишнее.

Ещё раз обращаем внимание читателей на то, что мы даём универсальную внутреннюю структуру отчёта, которая подходит для множества самых разных конкретных форм представления результатов исследовательской деятельности.

Полная структура отчёта по научно-исследовательской работе

Введение

Введение - это маленькая глава, в которой сообщается об актуальности проблемы и формулируется цель работы. И это главное!

Краткое введение:

  1. Проблема.
  2. Актуальность исследования данной темы.
  3. Цель данного исследования.

Совершенно нормальным делом является то, что цель исследования переформулируется не один раз. Да и по-настоящему цель работы можно понять только тогда, когда результаты уже получены и осмыслены. Вот тогда исследователь и может уже ответить на важные вопросы: "А зачем я это всё сделал?" и "Что же я, в конце концов, узнал?" Этот ответ и будет являться целью проведённого исследования!

Подробное введение (для курсовых и выпускных квалификационных работ):

1. Проблема (что плохо, что не так, чего не хватает).
2. Возможные причины данной проблемы (хотя бы некоторые из них могут быть устранены именно Вашим исследованием).
3. Востребованность решения проблемы (а заодно и востребованномть вашей работы).
4. Актуальность работы (т. е. её своевременность, злободневность).
5. Новизна (это важный пункт, он помечается в общем тексте словом "впервые").
6. Цель (соответствует теме, названию работы и выводам).
7. Задачи (соответствуют выводам, это этапы достижения цели).
8. Предмет исследования (какое явление Вы исследовали).
9. Объект исследования (на ком или на чём Вы исследовали это явление).
10. Гипотезы (нулевая и альтернативная, что Вы предполагаете доказать или опровергнуть).

Обзор литературы по теме (работы предшественников)

Литературный обзор - это не просто перечисление чужих статей и пересказывание их содержания своими словами, но у него есть и своя цель: подвести читателя к тому, что будет сказано Вами потом.

Если работа затрагивает несколько направлений и разных тем (а так обычно и бывает), то приходится смотреть и анализировать публикации по всем этим темам и направлениям. Но чем более Вы сужаете тематику чужих публикаций, чем ближе подбираете их к своей конкретной теме, тем меньше обнаруживается работ у ваших предшественников. Счёт идёт уже на единицы или десятки авторов. Вот эту узкую тематику Вам следует изучить наиболее подробно и осветить в своём литературном обзоре. И тогда Вас уже можно считать специалистом в данной узкой области знания.

В целом обзор литературы подводит читателя к цели Вашего собственного исследования, которая исходит, в свою очередь, из актуальности, которую Вы написали во введении.

Методы исследования (описание исследования)

Метод исследования - это то, что есть в арсенале у самого исследователя. Он описывает именно тот метод, которым пользуется он. Другие и чужие методы описываются в обзоре литературы.

Также здесь описывается ход эксперимента. Описание должно быть таким, чтобы другие исследователи могли при желании повторить этот эксперимент и убедиться, что результаты у них получаются такие же, как и у Вас.
 

Результаты

1. Таблицы с первичными данными (не приводятся, как правило, но они должны быть у Вас в наличии).
2. Таблицы вторичные со статистической обработкой.
3. Словесное описание каждой таблицы. В описаниии обращается внимание читателя на то, что важно увидеть и понять в таблице. Помните, что без Ваших комментариев читатель может не заметить в таблице даже того, что Вам кажется совершенно очевидным, явным и понятным.
4. Диаграмма на основе таблицы. Диаграмма, в отличие от таблицы, даёт больше наглядности и облегчает восприятие всякого рода отличий.
5. Словесное описание диаграммы. В описании обращается внимание читателя на самое важное в диаграмме.
6. Обобщающие выводы после каждого описания ("Таким образом...").
7. Повторение данного цикла с другими таблицами (если они есть).

Учтите, что во многих областях науки таблица считается самым худшим средством представления результатов! Её следует довести до диаграммы, а ещё лучше - до графика. Но если в работе нет хотя бы таблицы - то её вообще не стоит называть научной работой! Лучшее же для научной работы - это график, потому что он отражает течение процесса, динамику изменений. А вот если работа выходит на уровень теоретического обобщения, то в результате может появиться даже эмпирическая формула. Формула отражает математическую зависимость между параметрами, найденными в исследовании. Но формула не является обязательным требованием для представления результатов исследования. Не обязательно открывать новый закон природы, достаточно бывает всего лишь сопоставить что-то с чем-то и предположить зависимость определённого характера между этими показателями. Это будет важным выводом из Вашего исследования.

Обсуждение результатов (что они означают, сравнение с результатами предшественников)

Это означает, что в свободной форме исследователь выдвигает гипотезы, вступает в полемику с кем-то, спорит или, наоборот, соглашается. Именно в разделе обсуждения результатов можно реализовать свою фантазию, свои сомнения или предположения. Но именно из-за этого обсуждение результатов обычно не включают в серьёзную научную статью и в официальный отчёт. А вот в диссертацию - можно.


 Рекомендации (в практику, возможное практическое применение)

За счёт практических рекомендаций научная работа и научный отчёт приобретают особую значимость, весомость и завершённость. Они кажутся полезными для всего общества или даже человечества в целом. Иногда дело доходит даже до рассчёта экономического эффекта, который, по счастью, можно будет реально проверить уже после принятия Вашего отчёта.
 

Заключение (краткое пересказывание выводов, данных в результатах)

Это короткая глава, в которой перечисляются все основные результаты работы. Чем меньше количество пунктов в перечне результатов - тем лучше! Это характерно для толковых исследовательских работ, имеющих конкретные научные достижения.
 

Выводы (краткая выжимка смысла результатов)

Выводы - это то, что следует из заключения. Они должны соответствовать теме, цели и задачам исследования, которые были выдвинуты Вами в начале отчёта.
 

Литература (список информационных источников, оформленный по библиографическому стандарту)

В списке желательно указывать солидные источники, заслуживающие доверия, новые источники за последние 5 лет, работы сторонников и противников Ваших идей, а также Ваши предыдущие работы по данной теме. Не забывайте приводить в своём списке электронные информационные источники (сайты) - это очень современно.
 

Аннотация (выжимка основных положений работы).

Аннотация - это выраженный в произвольной форме весь смысл исследования, данный в очень коротком объёме. Постарайтесь уложиться в 13 строк. Можно вставить туда что-то очень интересное, полученное в исследовании, то, что может заинтересовать широкий круг читателей. Кстати, не всегда аннотацию пишет сам автор, её может написать любой человек, который сумел понять смысл данного исследования.

Ключевые слова:

Обычно это не более 10 слов, по которым Вашу работу чтатели могут найти в Интернете. Проверьте, по этим же Вашим ключевым словам должны обнаруживаться сходные с Вашим исследованием работы по похожим темам.

УДК

Это универсальный десятичный классификатор, который помогает разложить различные исследования по определённым направлениям и определённым темам. Он используется в библиотечном деле и выглядит как набор цифр с разделителями в виде точек. От Вас требуется найти для Вашего отчёта подходящее место в одном или сразу нескольких разделах УДК. В этих же разделах должны располагаться работы, сходные с Вашей, и работы со сходной тематикой.

Источник:

Сазонов В.Ф. Базовая структура представления результатов научно-исследовательской работы студентов, рекомендуемая для курсовых и выпускных квалификационных работ экспериментального типа по естественно-научному направлению. // Тенденции науки и образования в современном мире. 2016. № 15-3. С. 30-34.

Ваша оценка: 
3.88889
Средняя: 3.9 (9 проголосовавших)