grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

Мотивы

Краткое описание: 
Библиографическая ссылка для цитирования: Сазонов В.Ф. Мотивы [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2020: [сайт]. Дата обновления: 19.08.2020. URL: http://kineziolog.su/content/motivy (дата обращения: __.__.2020).

Основные мотивы

Мотив 1. Самоутверждение/самоуничижение

Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Потребность в признании можно удовлетворить и без самоутверждения. Например, такое признание может получать любимый ребёнок от своих родителей. А вот неудовлетворённая потребность в признании порождает мотив к самоутверждению. За счёт самоутверждения можно получить признание и в собственных глазах, не обязательно со стороны окружающих. В таком случае человек с удовлетворением может произнести: "Я сделал это!" Здесь уместно также вспомнить удивительное парадоксальное высказывание Ф. Ницше: "Человек, презирающий самого себя, всё же чтит себя при этом как человека, который презирает!" Самоутверждение через презрение к другим - довольно частая форма проявления данного мотива.

Итак, мотивация на самоутверждение основана на честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания (однако, "почитание" ближе к мотиву власти). Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой. Мотив самоутверждения широко используется в манипуляции человеком в различных вариантах: "взять на слабо" (т.е. усомниться в возможностях человека), или наоборот, выразить уверенность в способности человека на что-либо. Как принижение, так и превышение возможностей человека в равной степени могут породить мотив на самоутверждение. Желание исправить ошибку или искупить вину (реальную или мнимую) также основаны на мотиве самоутверждения. Этот мотив подпитывает такие чувства, как гордыня и гордость.

Мотив 2. Идентификация (отождествление)/оригинальность

Идентификация (отождествление, подражание) – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный деятель) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, кинофильма). Идентификация проявляется в подражании. Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим с кумиром часто присутствует в ювенальном (юном) периоде, под её влиянием подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает смелость. Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации личности, особенно в подростковом периоде.

Мотив 3. Власть (синонимы: доминирование, доминация, влияние)/подчинение

Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. Главное стремление властных людей - расширение и/или усиление своего влияния. И этим можно пользоваться для их мотивирования. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, данный мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности. Стремление господствовать (доминировать) в социуме –отличается от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

На наш взгляд, представляет интерес вопрос о том, распространяется ли мотив власти на вещи, предметы, явления, - или он направлен только на людей. Это требует отдельного рассмотрения.

Мотив власти, как мы считаем, связан с понятиями ответственности и безответственности.

Напомним также, что с точки зрения Т. Лири, мотив доминирования имеет противоположный полюс - подчинение. Поиск покровителя, лидера, потребность и готовность подчиняться, или наоборо, отказ от лидерства, власти, ответственности - также могут быть самостоятельным мотивом. Избегание ответственности - не редкость для поведения людей в любом обществе.

Мотив 4. Процессуально-содержательный/результативный

Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия. Также такое психическое явление как послепроизвольное внимание обеспечивает процессуальный мотив. Оно вовлекает человека в сам процесс деятельности и не позволяет ему бросить эту деятельность. Этот мотив широко используется в компьютерных играх. Игрок вовлекается в процесс игровой деятельности и не может оторваться от него. Используя фактор новизны, игровая программа поддерживает его интерес. Дозированное соотношение успехов и неудач обеспечивает поддержание интереса и внимания к самому процессу игры.

Мотив 5. Саморазвитие/деградация

Мотив саморазвития основан на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей, усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. У нас возникает вопрос: является ли саморазвитие на самом деле лишь способом самоутверждения? Ответ, скорее всего, будет отрицательным. Саморазвитие, несомненно, дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть, как можно сейчас говорить, "самим собой" и предполагает наличие смелости «бытия». Но мы добавим к этому: саморазвитие помогает человеку стать "лучше самого себя". И это - очень важный и принципиально особенный мотив!

Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерять достигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно опираться на имеющееся и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личной истории и личного статуса – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить привычное положение вещей и безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не обязательно требует насилия над собой.

Понятие саморазвития близко понятию самореализации. Эти мотивы привлекают человека ощущением полноты жизни и целесообразности его существования. Полнота бытия требует саморазвития и самореализации.

Мотив 6. Достижения/избегание

Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Но это, на наш взгляд, не совсем точное понимание мотива достижения. Достижение связано с осуществлением какой-то намеченной цели. И не обязательно эта цель будет соответствовать "наилучшим результатам выполняемой деятельности". Цель может быть даже негативной, но порождать мотив к её достижению. Высокая эффективность такой мотивации обычно основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. В связи с этим вспоминается мотив самоутверждения. Мотив достижения – движущий фактор успехов и успешности в любой сфере деятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на с тремлении к этому успеху, на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

Следует отметить, что по представлениям нейролингвистического программирования у мотива достижения есть противоположный полюс - мотив избегания неприятностей, и мы считаем, что его нужно рассмотреть как отдельный самостоятельный мотив наряду с другими.

Мотив 7. Просоциальный/асоциальный

Просоциальная – общественно значимая мотивация, которая основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед социальной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем. Примером проявления просоциального мотива является патриотизм, защита отечества. В основе стремления принести пользу коллективу, оказать помощь своим товарищам, заниматься благотворительством - также лежит просоциальный мотив.

Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

  • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
  • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
  • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
  • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

Мотив 8. Аффилиация/отчуждение

Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива аффилиации: высокая ценность принадлежности к социальной группе, а также общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

Однако, вспомнив о представлениях Т. Лири, следует наряду с дружелюбием (аффилиацией) рассматривать и противоположный полюс данной эмоциональной оси - враждебность.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/motivatsiya/motivatsiya-istochnik...

 

Дополнительные мотивы

Мотив 9. Избегание

 

Мотив 10. Дружелюбие/Враждебность

 

Мотив 11. Поиск ощущений (впечатлений)/поиск стабильности

Поиск ощущений является элементом мотивационно-потребностной сферы, который, на наш взгляд, вполне резонно следует относить к мотивам. Он реализуется в форме поиска новых впечатлений, опасностей и приключений, переживаний, раскованности поведения и повышенной восприимчивости к скуке. Это понятие было введено в психологию М. Цукерманом, который описал его как общий паттерн поведения, связанный со склонностью к поиску впечатлений, основанной на «потребности в различных новых впечатлениях и переживаниях и стремление к физическому социальному риску ради этих впечатлений» (Zuckerman M. Sensation Seeking: Beyond the Optimal Level of Arousal. Erlbaum. Hillsdale. N.Y. 1975. 327 p.; Zuckerman M. Sensation Seeking the endogenous deficit theory of drug abuse./ National Institute on Drug Abuse: Research Monography Series. Mono 74. 1986. P.59-70.).

В словаре этот мотив определяется как «генерализованная тенденция к поиску ранее неизведанных, разнообразных и интенсивных ощущений и переживаний и подвергании себя физическому риску ради такого чувственно-эмоционального опыта» (Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990. С. 344-345). Неудовлетворённая потребность, лежащая в основе этого монива, переживается как "сенсорный голод". Идентифицирован даже "ген авантюризма" (DRD4, аллель 7R), контролирующий степень склонности людей к поиску новых впечатлений, импульсивности и гиперактивности. Ген DRD4 кодирует структуру белкового дофаминового рецептора D4, находящегося на мембране нейронов и определяющего их восприимчивость к дофамину (http://elementy.ru/news/431393).

Поиск ощущений является важным и мощным мотивом, направляющим поведение как людей, так и животных. Он побуждает к поисковой и исследовательской деятельности, к игровому поведению, к поиску развлечений и участию в них. Множество форм отдыха построено именно на реализации этого мотива. В частности, на эксплуатации мотива поиска ощущений строится целая индустрия туризма, организации развлечений и проведения досуга.

Мотив 12. Самосохранение/саморазрушение

На первый взгляд саморазрушение кажется совершенно неприемлемым мотивом. Однако З. Фрейд в качестве одного из ведущих мотивов рассматривал "стремление к смерти" (танатос). Стремление к риску тоже можно отнести к мотиву саморазрушения. И чем, как не мотивом саморазрушения, можно объяснить стремление к причинению вреда себе, своему телу, своему организму, своему здоровью?

Мотив 13. Творчество (сотворение)/Унификация

 

Мотив 14. Уменьшение неопределённости

Неопределённость связана с понятием энтропии. Она вызывает эмоциональное напряжение и стремление понизить его, уменьшив уровень неопределённости. Определённость связана с понятием негэнтропии, она вносит упорядоченность в информационные модели внешнего и внутреннего мира, которые создаются нервной системой. Поэтому данный мотив можно считать генерализованным и универсальным. Поисковая, исследовательская, познавательная деятельность, интерес к изменениям в окружающем мире - всё это проявления мотива уменьшения неопределённости.

Ваша оценка: 
3.25
Средняя: 3.3 (12 проголосовавших)