grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

Сенсорные модальности в НЛП

Краткое описание: 
Сазонов В.Ф., Ладохина И.Ю., Муравьева М.С. Сенсорные модальности в НЛП [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2016: [сайт]. Дата обновления: 01.11.2016. URL: http://kineziolog.su/content/sensornye-modalnosti-v-nlp (дата обращения: __.__.201_). Источник: Сазонов В.Ф., Ладохина И.Ю., Муравьева М.С. Практическая коррекционно-развивающая работа со школьниками: Методические рекомендации / РГПУ; кафедра анатомии, физиологии и валеологии. Рязань, 2000. 36 с.

Каналы сенсорного восприятия (модальности) в НЛП

   Индивидуальные особенности восприятия и обработки информации последнее время вызывают повышенный интерес как у ученых, так и у практиков, занимающихся проблемами общения и обучения.
   В современной психологии различают несколько сенсорных систем, обеспечивающих восприятия информации – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание и др. Эти системы были известны очень давно, но современный психологический подход к ним отличается тем, что у ка­ждого человека выделяют предпочитаемую лично им систему получения к обработки информации. Оказалось, что у разных людей эти системы развиты непропорционально и это придает каж­дому человеку своеобразие.
   Особенно резко может изменяться восприятие при стрессе. Например, может подавляться восприятие через одни сис­темы и обостряться через другие.

   Особенности восприятия и усвоения информации через разные сенсорные кана­лы разбираются в таком направлении практической психологии и психотерапии как нейролингвистическое программирование (НЛП). Любому коммуникатору важно знать этот раздел нейролингвистического программирования, чтобы знать, через какой канал общение с собеседником может идти наиболее эффективно, а какие каналы, наоборот, будут малоэффективны. Более подробную информацию о разных каналах восприятия, «мо­дальностях» или «репрезентативных системах» можно получить из соответствующей лите­ратуры по нейролингвистическому программированию или на соответствующих углубленных тренингах. Здесь мы дадим им лишь краткую характеристику.


Каналы восприятия информации:
1. Визуальный - зрительный (зрительные образы, картины, свет и цвет).
2. Аудиальный - слуховой (слуховые образы, звуки, интонации, музыка).
3. Кинестетический - чувственный (внутренние ощущения, прикосновения, кожное и мышечное чувство).
Ощущения от тела обозначаются как «соматические ощущения». К ним относятся «внешние ощущения»: температура (тепло и холод), прикосновение, давление, вибрация. К ним же относятся и «внутренние ощущения»: боль, мышечное чувство, напряжение и расслабление, ощущение позы и движения, наполненность внутренних органов и их работа. К кинестетическим ощущениям тесно примыкают эмоции. Они тоже отражают «внутренние ощущения». Эмоции часто передаются точно такими же словами, как и кинестетические ощущения. Например, «тяжелое чувство», «легко на сердце» и т.д.
Осмический - обонятельный и вкусовой (ощущение запаха и вкуса).
Как правило, этот канал восприятия объединяют с кинестетическим в один канал. Хотя вкус и запах относятся к разным системам восприятия, они, как правило, анализи­руются человеком одновременно, и поэтому их можно объединить. Говорят же: «сладкий запах», «тонкий вкус». Что такое вкус без запаха и насколько он беден, может представить себе каждый, кому приходилось есть с заложенным носом. Пища кажется пресной и безвкусной, хотя орган вкуса нормально функционирует. Безвкусной на самом деле кажется пища без запаха.
4. Логический (дигитальный, дискретный) - абстрактный, смысловой, «дискретный» (рассуждения, термины, обобщенные поня­тия).
Этот канал является дополнительным. Он не всегда рассматривается в литературе, по­священной каналам сенсорного восприятия информации. Его особенностью является то, что он не опирается на первичное восприятие, а использует информацию, полученную по другим каналам. Логический канал является вторичным по отношению к описанным выше первичным сенсорным кана­лам. Однако полученная через первичные каналы информация может быть так переработана, что её уже нельзя связать ни с одним из каналов первоначального восприятия. Этот ка­нал является семантическим, он отражает осмысление информации, полученной через другие каналы, усвоение ее через абстрактные знания. Это чаще всего означает получе­ние информации через слово — «логос». По И.П. Павлову это - вторая сигнальная систе­ма, восприятие «сигналов сигналов». Логический канал стремятся использовать для общения ученые, его стремятся активизировать у учащихся в школе.
   Наибольшее значение для общения имеют три первых канала. У каждого человека может преобладать тот или иной канал восприятия информации. Другими ему может быть не удобно пользоваться, они могут быть неразвиты или заблокированы. В зависимости от предпочитаемого канала получения информации людей так и называют: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». В последнее время стали выделять дополнительно «логиков» («дискретов»).


Визуалы - лучше воспринимают информацию через зрительные представления.

Аудиалы - лучше воспринимают информацию через слуховые представления.

Кинестетики - лучше воспринимают информацию через кожные и внутренние ощу­щения, чувства.


Логики (дигиталы, дискреты) - лучше воспринимают информацию через рассуждения, отрываясь от непо­средственного ощущения.


   Понятно теперь, что устный рассказ лучше всего воспринимают аудиалы (таких лю­дей в среднем всего 10%).

   Рисунки, надписи, чертежи и таблицы, а также яркие зрительные образы, переданные в речи - визуалы (таких людей может быть до 70-90%).

   Кинестетики (их может быть до 40%) лучше воспринимают информацию ощупывая, обводя контуры, представляя себе внутренние ощущения, делая что-то руками.

   Логики (по ним нам пока данные не известны) требуют времени на осмысление и опираются на абстрактные знания и понятия.


Распознавание ведущих каналов информации у собеседника:
1. Визуал (думающий картинками).
Говорит высоким голосом, быстро, громко, чисто. Излагая материал, торопится, боясь не успеть за быстро возникающими зрительными образами. Дыхание грудное, поверхно­стное. Движения скованные, судорожные. Одежда - хорошего внешнего вида. Внимание проявляется в том, что поворачивается к собеседнику лицом – смотрит. Что­бы хорошо воспринимать и понимать - должен видеть.
Предпочитаемые выражения лежат в зрительной области: «я вижу, что», «давайте рас­смотрим», «покажите», «что вы имеете в виду», «сразу видно, что», «обрисуйте ситуа­цию», «вырисовывается следующая картина», «ясно», «ярко» и т.д.
2. Аудиал (думающий словами и звуками).
Часто вначале проговаривает текст «про себя». Голос мелодичный, ритмичный, меняю­щийся. Дышит всей грудью, в полном объеме. Движения тела то медленные - то рит­мичные, то зажатые — то свободные. Голова балансирует на шее, часто наклонена вбок. Внимание проявляется в том, что поворачивается к собеседнику одним ухом – слушает. Собеседник же обычно реагирует на такое поведение, наоборот, как на невнимательность. Чтобы хорошо воспринимать и понимать аудиал должен смотреть в сторону или вниз наискосок. Прямой зрительный кон­такт может вызывать у него дискомфорт и стресс, ухудшить понимание. Предпочитаемые выражения лежат в слуховой области: «расскажите мне», «давайте по­говорим», «давайте обсудим», «я вас слушаю», «послушайте», «я хочу вам сказать», «пропустил мимо ушей», «вы меня не слушаете», «это звучит, как», «тихо», «громкий» и т.д.
3. Кинестетик (думающий чувствами и прикосновениями).
Говорит медленно и негромко с длинными паузами, как бы прислушиваясь к себе. Тон голоса часто низкий. Глубокое низкое дыхание в области живота. Характерно низкое по­ложение головы. Одежда - удобная для него.
Внимание проявляется в том, что наклоняется или пододвигается к собеседнику - стре­мится дотронуться, ощупать. Или «погружается в себя» - стремится почувствовать. Чтобы хорошо воспринимать и понимать - должен смотреть вниз, «уходить в себя». Зрительный контакт может вызывать дискомфорт и стресс, ухудшать понимание. Предпочитаемые выражения лежат в области чувств и телесных ощущений: «я чувствую, что», «тяжело», «легко», «приятно», «руки чешутся», «теплый», «мягкий», «нежный», «похолодел», «не давите на меня», «мне нравится», «дело движется», «давайте затро­нем», «вы коснулась», «больное место» и т.д.
Обонятельный и вкусовой типы восприятия - включаются в группу кинестетиков. Предпочитаемые выражения лежат в области обонятельных и вкусовых ощущений: «я носом чую», «со вкусом», «сладкие грезы», «горькие воспоминания», «аппетитно», «не перевариваю», «меня от этого тошнит» и т.д.
4. Логик (дигитал, дискрет) (думающий абстрактно).
Говорит монотонно, прерывисто. Голос твердый, зажатый. Дыхание ограниченное, верхнее. Обычно смотрит поверх голов. Разумный, рассудительный, логичный, любит язык цифр, фактов и доказательств.
Внимание проявляется в том, что начинает рассуждать вместе с собеседником или запи­сывать его высказывания – анализирует. Просит повторить или сам повторяет. Зрительный контакт может вызывать диском­форт и стресс, ухудшить понимание.
Предпочитаемые выражения лежат в области рассуждений и логики: «я полагаю», «я считаю», «я думаю, что», «понимаю», «я знаю, что», «как известно», «давайте рассуж­дать здраво» и т.д. Часто вместо себя («я утверждаю, что», «я считаю, что») называют абст­рактные понятия или авторитеты - «статистика утверждает, что», «науке известно, что», «мое воспитание не позволяет мне» и т.д.
   Для распознавания предпочитаемых систем восприятия можно просто наблюдать за человеком, а можно провоцировать его на определенные реакции – «калибровать». Это целое искусство, изучаемое в нейролингвистическом программировании.
 

Источник:
Сазонов В.Ф., Ладохина И.Ю., Муравьева М.С. Практическая коррекционно-развивающая работа со школьниками: Методические рекомендации / РГПУ; кафедра анатомии, физиологии и валеологии. Рязань, 2000. 36 с.

© Сазонов В.Ф., Ладохина И.Ю., Муравьева М.С., 2000.

© 2010-2016 Сазонов В.Ф., Ладохина И.Ю., Муравьева М.С.. © 2010-2016 kineziolog.bodhy.ru. © 2016 kineziolog.su.

 

Ваша оценка: 
4.214285
Средняя: 4.2 (14 проголосовавших)

Комментарии

Описание мне понравилось, а вот источник, на который дана ссылка, нигде не смог найти. ((

Я считаю, что здесь изложено всё кратко и понятно! Скинула себе этот мини-мануал в ворде.