grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

Студентам: вопросы по КСЕ

Краткое описание: 
Вопросы к экзамену по учебному предмету "Концепции современного естествознания" (КСЕ).

Вопросы к экзамену по КСЕ

доцент Золотов Г.В.

1. Естествознание как совокупность наук о природе. Цели и задачи естествознания. Объект и предмет естествознания. Органическое и неорганическое естествознание. Эмпирическое и теоретическое естествознание.

2. Структура современного естествознания. Классификация наук в естествознании. Прикладное значение естествознания.

3. Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур.

4. Религия как способ познания. Логика религиозного познания. Значение религии для развития естествознания.

5. Искусство как результат обобщения опыта эмоционально ценностных отношений. Адаптационные функции искусства.

6. Предпосылки и причины появления науки. Научно-рационалистический способ познания. Логика научного познания.

7. Основные категории научного познания: факт, эксперимент, идея, гипотеза, теория. Их взаимосвязь в процессе научного познания.

8. Понятие о парадигме. Причины смены парадигм. Способы смены парадигм: революционный и эволюционный. Развитие естествознания как процесс смены парадигм.

9. Понятие об общей и естественно-научной картинах Мира. Их взаимосвязь. Процесс смены картин Мира.

10. Созерцательный период. Зарождение антропоцентризма. Представления о пространстве, времени и материи в античную эпоху. Первые картины мира.

11. Аналитический период и его значение для развития естествознания. Введение Г. Галилеем в науку экспериментального метода и математической обработки результатов экспериментов.

12. Современный синтетический период и его основные ососбенности.

13. Механистическая картина Мира и её создатели. Основные положения механистической картины Мира. Детерминизм в естествознании этого периода.

14. Описательный период в биологии и его значение. Труды К. Линнея, Ж. Кювье, Ж. Бюффона. Преформизм и эпигенез.

15. Работы М. Фарадея и Дж. Масквела и их значение для формирования электродинамической картины мира.

16. Изменения представлений о структуре материи. Открытие естественной радиоактивности и элементарных частиц. Создание первых моделей строения атома (Д. Томсон и Э. Резерфорд). Планетарная модель атома Н. Бора и её теоретическое обоснование.

17. Принцип дополнительности Бора. Корпускулярно-волновой дуализм строения материи.

18. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Принципы дополнительности, неопределенности, суперпозиции.

19. Предпосылки и причины революции в естествознании на рубеже 19-20 веков.

20. Отказ от требований классического детерминизма. Парадоксальность формальной логики. Проблема познаваемости мира.

21. Кризис теории эфира. Постоянство скорости света.

22. Метафизическое и диалектическое мировозрение. Их значение для развития естествознания.

23. Эволюционные идеи в биологии.( Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин и А. Уолис), космологии (И. Кант).

24. Уровни организации материи и их характеристики.

25. Порядок и хаос в природе, их взаимодействие. Понятие об энтропии и негэтропии. Процесс возрастания энтропии во Всепленной.

26. Современные представления об обменной природе поля. Структура протона. Кварки.

27. Принцип единства Вселенной.

28. Принципы симметрии. Теорема Неттер.

29. Законы сохранения. Вариационные принципы.

30. Принцип оптимальности. Целесообразность во Вселенной. Алгоритм оптимальности.

31. Истоки редукционизма и холизма в науке. Их особенности и взаимодополнение.

32. Понятие системы. Общие принципы системной динамики. Системный подход.

33. Принцип гармонии. Понятие живого организма. Вселенная как живой организм.

34. Современные представления о пространстве-времени.

35. Космологические модели Фридмана. Разбегание галактик (закон Хаббла). Современные космологическая и космогоническая концепции. Модель Большого взрыва.

36. Самоорганизация в природе. Принципы разрушения и созидания. Принцип минимума диссипации энергии.

37. Теории возникновения жизни на Земле.

38. Эволюция жизни на Земле. Космопланетный характер жизни на Земле. Характерные черты эволюционного процесса.

39. Теория Вернадского. Понятие биосферы.

40. Теория ноосферы.

41. Структура живых существ. Усложнение живых существ.

42. Принципы универсального эволюционизма.

43. Появление человека как результат изменения принципа адаптации в природе. Антропогенез.

44. Понятие о четырёх фундаментальных взаимодействиях.

45. Модель вакуума П. Дирака. Рождение вещества

46. Принцип Онзагера и следствия из него.

47. Антропный принцип и его значение для понимания природы и человека.

48. Современные представления об эволюцииживой природы.

49. Строение и происхождение земли.

50. Понятие об открытых системах. Свойства открытых систем.

51. Формирование системно - процессуального подхода к изучению природы. Переход к синтетическому этапу развития естествознания.

52. Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна. Изменение представлений о пространстве и времени, о взаимодействии вещества и энергии.

53. Основные положения механистической картины Мира. Детерминизм в естествознании этого периода.

54. Дифференциация наук, её причины и значение для развития естествознания.

55. Антропоцентризм. Сущность переворота в естествознании, произведенного Н. Коперником. Роль Н. Коперника в преодолении антропоцентризма.

56. Генетическая инженерия и биотехнологии. Их роль в выживании человечества.

57. Понятие информации. Современные теории информации. Кибернетика.

58. Соотношение рационального, религиозного и художественного в познании мира.

59. Место естествознания в структуре человеческого знания. Взаимосвязь естествознания и философии.

60. Доминирование наук на различных этапах развития естествознания и причины этого явления.

Ваша оценка: 
1
Средняя: 1 (4 проголосовавших)