Вопросы к экзамену по Физиологии ВНД для психологов-бакалавров 1-го курса
Вопросы к экзамену по Физиологии ВНД и сенсорных систем
Вопросы к экзамену по учебной дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» для бакалавров 1-го курса специальности «Психология образования»
Часть 1. Физиология ВНД 1. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности. Определение ВНД. Методы исследования ВНД. Основные ритмы ЭЭГ и их значение. 2. История развития взглядов на высшую нервную деятельность. Предпосылки возникновения учения И. П. Павлова о ВНД. Рефлекторная теория И. М. Сеченова. Основные принципы рефлекторной теории. 3. Клеточная мембрана. Виды ионных каналов, обеспечивающих формирование электрических потенциалов нейронов. Формирование потенциала покоя. 4. Формирование локальных потенциалов (ВПСП и ТПСП). 5. Потенциал действия и нервный импульс. График, анализ процессов на мембране. 6. Рефлекс. Элементарная рефлекторная дуга и её анализ. Виды рефлексов. Сравнение безусловных и условных рефлексов. 7. Основы функциональной организации двигательных систем мозга. Особенности двигательного анализатора. 8. Третичные (ассоциативные) зоны коры как особый функциональный блок. Особенности их функционирования. 9. Врожденная деятельность организма. Безусловные рефлексы и их классификация. Инстинкты и инстинктивное поведение. 10. Функциональное состояние в структуре поведения. Уровни проявления функционального состояния. Шкалы функциональных состояний. 11. Синапсы. Механизмы работы возбуждающих синапсов. Пластичность синапсов. 12. Механизмы работы тормозных синапсов. 13. Сон. Структура и теории сна. Электрофизиологические параметры. Засыпание. 14. Стресс. Значение, механизмы. Схема развития стрессовой реакции. 15. Концепция организации рефлекторной дуги по И.П. Павлову, схема условно-рефлекторной дуги. 16. Дуги безусловного и условного рефлекса по Э.А. Асратяну. 17. Концепция драйва и драйв-рефлексы по Ю. Конорскому. Импринтинг: необходимые условия и особенности. 18. Привыкание и сенситизация как стимулзависимое обучение. 19. Условные рефлексы как эффектзависимое обучение. Условия выработки условных рефлексов. 20. Нейронные механизмы поведения. Сенсорные нейроны-детекторы, гностические нейроны, модулирующие нейроны, командные нейроны. 21. Механизмы образования условного рефлекса. Функциональные основы замыкания временной связи. Концепция Э.А. Асратяна. 22. Механизмы торможения условных рефлексов. Виды условного торможения. 23. Виды безусловного торможения условных рефлексов, их характеристика. 24. Доминанта и условный рефлекс. Динамика существования доминанты. 25. Нейрофизиологические особенности памяти. Временная организация памяти. Структурно-функциональные основы памяти и обучения. 26. Клеточные и молекулярные механизмы памяти и обучения. 27. Структура поведенческого акта. Функциональная система П.К. Анохина. 28. Модулирующие системы в функциональной организации мозга. Формы активации и источники активации мозга. Пути неспецифического возбуждения для коры головного мозга. 29. Потребности, их детекция. Детерминанты потребности. Классификация потребностей. 30. Мотивация. Биологическая мотивация. Общие свойства различных видов мотиваций. Мотивация как доминанта. 31. Основные функциональные блоки нервной системы, обеспечивающие ВНД. Функционально-блочная схема работы мозга. 32. Эмоции. Функции эмоций. Физиологическое выражение эмоций 33. Нейроанатомиия и нейрохимия эмоций. 34. Особенности ВНД человека. Слово как сигнал сигналов. Речь и её функции. Развитие речи у ребёнка. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимодействие. Речевые функции полушарий. 36. Мозг, мышление и сознание. Схема сознания А.М. Иваницкого. 37. Ориентировочный рефлекс. Его структура и нейронные механизмы. Особенности ориентировочного рефлекса. 38. Теория И. П. Павлова о типах ВНД. Общие и человеческие типы ВНД. 39. Динамика нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга: иррадиация, концентрация, индукция, доминанта. 40. Построение динамических моделей нейросетей и нейроцентров с помощью компьютерного симулятора "Импульсация".
Часть 2. Физиология сенсорных систем 1. Основные понятия, общий план строения и принципы функционирования сенсорных систем. Понятия: органы чувств, анализаторы, сенсорные системы. 2. Пути сенсорного возбуждения в нервной системе. 3. Сенсорные системы в функциональной организации мозга, их отличия от понятия «анализатор». Восприятие и основные этапы работы сенсорных систем. 4. Виды сенсорных систем (анализаторов). Сенсорные модальности. Свойства сенсорных систем. Классификация рецепторов и их виды. 5. Механизм трансформации раздражения в возбуждение (трансдукция). Рецепторный и генераторный потенциал. Общая схема рецепторного акта. 6. Низшие нервные центры, их функции и значение для сенсорных систем. 7. Рецепторный отдел зрительного анализатора. Его строение и функционирование. 8. Строение зрительных рецептивных полей. Взаимодействие между центром и периферией в концентрических рецептивных полях. 9. Обработка зрительной информации в таламусе. Рецептивные поля нейронов НКТ. 10. Корковый отдел зрительного анализатора. Анализ зрительных раздражений нейронами зрительной коры. Рецептивные поля корковых нейронов. 11. Колончатая организация коры. 12. Рецепторный отдел слухового анализатора. Механизмы рецепции звука, трансдукция. 13. Проводниковый отдел слухового анализатора. Движение возбуждения к коре. 14. Движение зрительного и слухового раздражения (света звука) к воспринимающим рецепторам. 15. Вестибулярная сенсорная система. Центральные механизмы чувства равновесия. 16. Кинестетическая сенсорная система. Качества проприоцепции. 17. Тактильная сенсорная система. 18. Вкусовая сенсорная система. 19. Обонятельная (ольфакторная) сенсорная система. 20. Болевая (ноцицептивная) сенсорная система. Нейрофизиологическая основа боли. 21. Антиноцицептивная система. Её функционирование и значение. Обезболивающие и наркотические вещества. Ваша оценка: |