grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

План раскрытия темы, вопроса

Краткое описание: 
Библиографическая ссылка для цитирования: Сазонов В.Ф. План раскрытия темы, вопроса [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2023: [сайт]. Дата обновления: 13.07.2023. URL: https://kineziolog.su/content/plan-raskrytiya-temy-voprosa (дата обращения: __.__.20____). _________________________Дан оптимальный план построения устного ответа или письменной работы по естественно-научным дисциплинам (учебным предметам), таким как биология, физиология, биофизика, молекулярная биология и др. Предложенный порядок рассмотрения предмета изучения рекомендуется также использовать в учебных рефератах, контрольных работах, курсовых работах, выпускных квалификационных работах (дипломных работах) по естественно-научным дисциплинам.

План раскрытия темы, вопроса

Дополнительно смотри: Как сдать экзамен успешно

Вступление (написано по методике НЛП: SCORE)

Преподаватели естественно-научных дисциплин часто сталкиваются с тем, что студенты, имея даже достаточный объём знаний для хорошего и отличного ответа, тем не менее, не всегда умеют своими знаниями распорядиться и дают ответ низкого качества [Symptom, Problem - симптом, текущее состояние, проблема].

И в основе их неудач лежит неумение правильно построить свой ответ [Cause - причина].

O Поэтому, мы считаем важным, чтобы студенты усвоили правильный оптимальный план построения своего устного или письменного ответа [Outcomes - желаемый результат, желаемое состояние].

Об этом и говорится в данной работе, которая должна помочь студентам правильно построить ответ при самых разных видах учебной деятельности [Resourse - ресурс, средство для решения проблемы].

Результатом будет повышение качества ответов и высокая оценка [Effect - эффекты, результаты, последствия]!

Отличники тем и отличаются от остальных студентов, что умеют структурировать свой ответ, т.е. строить его по определённому плану, по определённым правилам. Это означает, что у них мышление структурировано примерно так же, как и у преподавателя. Такой тип мышления называется дискурсивным, он отличается последовательностью и логической связанностью отдельных этапов рассмотрения изучаемого явления. Преподаватель такие ответы хорошо понимает и с удовольствием ставит за такой упорядоченный ответ высшую оценку. А хорошистам и троечникам остаётся лишь гадать: почему они знали вроде бы не меньше, чем отличники, а получили не такую высокую оценку?.. ((

Так как же следовало бы им построить свой ответ, чтобы ответить не хуже отличников и получить высший балл?

А вот как...

Порядок рассмотрения учебной темы или вопроса в естественно-научных дисциплинах

1. Введение

"Для чего это нужно знать?" "Почему это важно?" В последнее время такой "пиар" (PR - то, что важно и интересно для публики) для любой темы приобретает всё большую популярность. Научным языком это назывеется "актуальность"(=злободневность). Такое введение помогает привлечь внимание к теме того, кто вас слушает или читает. Только одного я не рекомендую: делать введение в виде наивно-детской фразы, типа: "С давних времён человек мечтал узнать, как..." Таким дурацким способом "пиарят" свой ответ только троечники (и авторы учебников, рассчитанных на троечников). ((

Кстати, об учебниках... В старых учебниках обычно во введении пишут о том, что планируется изучать далее, а в заключении - зачем нужно было это изучать. Но сейчас нужно делать совсем наоборот: во введении - рассказать, зачем это нужно изучать и почему это важно, а вот в заключении - подвести краткий итог тому, что изучили в основной части учебника. И такой порядок изложения является более правильным с точки зрения работы нашей психики. Для неё важно, чтобы сразу было привлечено внимание к теме, тогда последующая информация будет усваиваться гораздо лучше. Пиар предназначен именно для этого - привлечь внимание. Поэтому если вы используете старый учебник, то начинайте с заключения, а не с введения!

Но не следует раздувать своё введение, особенно при устном ответе. В подобных случаях преподаватель начинает подозревать, что студент не знает ответа по-существу и просто тянет время, пытаясь "наболтать" что-то вместо ответа. При устном ответе одной-единственной фразы в качестве введения будет вполне достаточно. А если преподаватель торопится, то лучше обойтись вооюще без неё и сразу дать определение термину или понятию, о котором пойдёт речь, и далее переходить к его более развёрнутой характеристике.

Введение (до 3-х страниц) должно состоять из подразделов:

  1. Актуальность темы исследования (существующая потребность, противоречия и проблема, требующая разрешения).

  2. Цель исследования (направлена на решение проблемы).

  3. Задачи исследования (ведут к достижению цели).

  4. Объект исследования (крупный, общий).

  5. Предмет исследования (мелкий, частный, ставит границы для данного исследования).

  6. Научная новизна исследования (если есть), отмечается словом «впервые», это новый вклад автора в решение научной проблемы.

  7. Методы исследования.

  8. Гипотеза исследования.

  9. Теоретическая значимость исследования (если есть).

  10. Практическая значимость исследования (если есть).

  11. Исходные материалы для исследования.

  12. Статистические гипотезы исследования (нулеваяН0 и альтернативная Н1).

  13. Достоверность результатов исследования (статистические критерии).

  14. Реализация и апробация результатов исследования (если есть).

  15. Собственные публикации по теме исследования (если есть).

  16. Структура и объём работы.

2. Определение понятия

Последуем принципу Рене Декарта, который гласит: «Определяйте значение слов».

"Привычка начинать с дефиниций, внедрённая в нашу психику немецкой научной традицией, ведущей свою родословную (через Гегеля) от средневековой схоластики, вынуждает в начале изложения давать определения понятиям". (Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. - СПб: Питер, 2007. - 368 с. - С. 14.).

Будучи отражением объективной реальности, понятия столь же пластичны, как и сама действительность, обобщением которой они являются (Ленин В.И. Философские тетради // Полное собрание сочинений. М. : Политиздат, 1977. Т. 29. С. 13.).  В разных контекстах понятия могут иметь разное значение. Именно поэтому им надо придавать определённость, т.е. давать им определения.

Определение (=дефиниция) - это краткое афористичное объяснение термина. Мы даём определение тому понятию, о котором в дальнейшем пойдёт речь. Высшее образование среди всего прочего приучает студента давать каждому термину и каждому понятию определение. Это - важное умение, которое характеризует ваши умственные "академические" способности и показывает вас с самой лучшей стороны. И помните, что лучшее определение - это то, которое дал этому понятию ваш преподаватель!

Нет нужды заучивать наизусть все нужные вам определения. Их можно прекрасно составлять самому, если вы знаете (или видите) соответствующие учебные материалы по данному понятию.

Определение понятия, как правило, включает в себя несколько стандартных частей.

Формулировка определений для понятий и терминов

1. Принадлежность к системе более высокого порядка (например, систематическое положение).

2. Строение - самые важные черты или составные части (т.е. системы или элементы более низкого порядка).
3. Функции - самые главные характеристики и выполняемые действия.
4. Предназначение - для чего служит, какие задачи выполняет или какие цели достигает.

С помощью этого плана можно вполне успешно построить своё собственное определение понятия, о котором вы рассказываете.
Пример использования этого подхода для определения понятия "система органов":

Система органов - это совокупность [система более высокого порядка] органов [строение], совместно выполняющих общую функцию [функции] по поддержанию одной из сторон жизнедеятельности [предназначение] организма [система более высокого порядка].

Определение понятия

 Рис. 1. Структура определения понятия (термина). © 2017-2020 Сазонов В.Ф. © 2017-2020 kineziolog.su

(Автор благодарит Смирнову Полину за помощь в оформлении рисунка.)

3. Сущность

Объясняем кратко сущность явления. Иногда это может совпадать с определением. Бывает, что для дополнительного пояснения сущности явления достаточно добавить к определению буквально одно или два предложения. Умение выделить существенные детали и отличить их от несущественных - это важная способность отличников учёбы. Сложность заключается в том, что эту способность приходится включать заранее: ещё во время домашней подготовке к ответу, когда вы читаете учебник. Ценная особенность хороших лекций заключается как раз в том, что преподаватель-лектор выделяет из обширного учебного материала наиболее существенные моменты, подчёркивает их специально для студентов и фактически показывает, как это следует делать, как следует работать с учебником. Хороший преподаватель даёт студентам не только знания, но и метод их извлечения! И на экзамене студент должен показать, что научился этому. К сожалению, многие недалёкие студенты во время ответа утопают в несущественных деталях, но забывают сказать главное... (( Не берите с них пример! Выделяйте главное в каждом вопросе ещё во время подготовки к экзамену!

4. Анализ

Анализируем, почему это именно так.

5. Заключение

Повторяем объяснение в концентрированном виде.

(При достаточно бойком ответе преподаватель может остановить такого ловко отвечающего студента и предложить перейти к следующему вопросу.)

6. Общее

Даём более пространную общую схему явления или процесса.

7. Новое

Выделяем в данном явлении нечто новое по сравнению с прежним в истории его развития.

8. Основное (при недостатке времени ограничиваются только этим разделом)

Составляем основной рассказ о конкретных особенностях предмета исследования или предмета обсуждения. Это - самая большая и самая главная часть вашего ответа. Предыдущие три раздела принято давать более кратко (если только это не самостоятельный вопрос), а можно вообще пропустить при недостатке времени.

Главное - объяснить механизм действия, т.е. дать последовательное описание процесса.

Механизм действия - это объяснение того, как именно происходит дейсттвие.

Считается, что описание механизмов действия - это самое трудное в физиологии.

В физиологии, как и в большинстве биологических наук, принят следующий порядок объяснения.

Порядок объяснения темы в естественных науках

1) определение понятия (что это?)

2) систематическое положение, классификация (в какую систему более высокого порядка входит? на каком уровне?)

*) см. пункт 13 ниже, его часто размещают здесь

3) строение, структура (из каких систем или элементов более низкого порядка состоит? как это устроено? из чего это состоит?)

4) свойства (что может делать? какие отличительные особенности имеет?)

5) функции (что делает?)

6) механизм действия (как делает? каким образом действует?)

7) предназначение / значение для организма (какую пользу приносит? для чего нужно?)

8) многообразие проявлений данного явления (какие варианты существуют?)

9) аналогии, сходства и различия с другими предметами или явлениями (с чем сходно? чем отличается? каковы особенности?)

11) примеры (привести несколько конкретных наглядных примеров)

12) интересные факты по данной теме (рассказать интересные факты)

13) исторические сведения (как это развивалось на протяжении времени?): это может быть как историческая справка о развитии идеи и её создателей, так и эпохальная история развития предмета изучения (филогенез), а также индивидуальное возрастное развитие (онтогенез) в процессе созревания

14) заключение (кратко и концентрировано повторить самое главное из сказанного).

 

Во многих смежных цисциплинах (например, медицине) принят другой порядок:

1. Симптомы (внешние проявления).

2. Причины (истоки и/или внутренние механизмы).

3. Диагностика (подтверждение предположений).

5. Прогноз.

6. Рекомендации по исправлению, использованию или улучшению.

 

7. Важное

Выделяем и подчёркиваем наиболее важное.

(Это особенно ценят и любят преподаватели!)

8. Выводы

Делаем краткие обобщающие выводы. Они должны содержать не отчёт о проделанной работе, а какую-то информацию, полученную в результате проделанной работы.

9. Финал

Даём завершающее пояснение. Теперь вполне уместно спросить преподавателя, можно ли перейти к следующему вопросу.

© 2012-2023 Сазонов В.Ф.  © 2012-2023 kineziolog.su

Ещё: Как сдать экзамен успешно

 

Ваша оценка: 
4.208335
Средняя: 4.2 (24 проголосовавших)