Асимметрия полушарий головного мозга
Краткое описание: Сазонов В.Ф. Асимметрия полушарий головного мозга [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2023: [сайт]. Дата обновления: 01.09.2023. URL: https://kineziolog.su/content/asimmetriya-polushariy-golovnogo-mozga (дата обращения: __.__.20__).
_Понятие об асимметрии больших полушарий головного мозга (функциональной межполушарной асимметрии). Определение понятияАсимметрия полушарий головного мозга (она же функциональная межполушарная асимметрия, ФМА) - это отклонение от симметрии в деятельности парных полушарий головного мозга. © Сазонов В.Ф., 2014. © kineziolog.bodhy.ru, 2014. Ударение в этом термине следует делать на предпоследний слог: асимметрИя, в противопоставление термину симмЕтрия. Полушария эквипотенциальны (т.е. равнозначны) относительно простых функций. Это означает, что простые нервные функции может с равным успехом выполнять любое полушарие. Но в то же время полушария специализированы относительно сложных психических функций. Это означает, что каждое полушарие может делать что-то лучше, чем другое полушарие. Таблица. Несимметричное распределение ролей между симметричными парными полушариями головного мозга. Поправка: ритм воспринимается левым полушарием, а мелодия - правым.
Левое полушарие | Правое полушарие | Оперирует понятиями. Логическое, работает с абстрактными понятиями и словами. | Оперирует образами. Образное, работает с целостными конкретными образами (гештальтами). | Вербальное, "говорящее". Понимает и воспроизводит речь, потому что оба этих центра речи (центр Вернике для понимания и центр Брока´ для говорения) находятся в нём. | Плохо понимает и воспроизводит речь. Правда, у женщин есть дополнительные центры речи кроме левого ещё и в правом полушарии. | Последовательная, поочерёдная обработка информации. Термин: сукцессивное (т.е. последовательное) мышление. Это позволяет левому полушарию управлять речью, потому что устная речь представляет собой последовательность фонем, из которых складываются слова. Слова тоже должны быть выстроены в определённой последовательности, чтобы получались предложения. В свою очередь предложения должны следовать одно за другим в определённом порядке, чтобы передавать смысл речевого сообщения. Таким образом "наведением порядка" в речи и соблюдением очерёдности успешно занимается именно левое полушарие. | Параллельная, одновременная обработка информации. Термин: симультанное (т.е. одномоментное) мышление. Правое полушарие обрабатывает поступающие в него сигналы одновременно и "холистически", т.е. целостно. | Клеточный иммунитет. Контроль за деятельностью Т-клеток. Их активность подавляется при его разрушении у крыс, но это не влияет на функцию макрофагов и В-клеток. В противоположность этому, повреждение правого полушания, наоборот, приводит к усилению активности Т-клеток. | | Анализ. Аналитическая стратегия переработки информации. Детализация, "разложение по полочкам". Локальное восприятие. Индуктивное мышление, т.е. от частного к общему. При этом анализ предшествует синтезу. Рационально-логическая переработка информации. Обеспечивает формально-логическое мышление. Вербально-символические функции. | Синтез. Синтетическая стратегия переработки информации. Объединение отдельных деталей в целое. Глобальное восприятие. Дедуктивное мышление, т.е. от общего к частному. Синтез в этом случае предшествует анализу. Пространственно-интуитивная обработка информации. Обеспечивает ассоциативно-эмпирическое мышление, или метафорическое. | Хронологический порядок. Последовательность событий во времени: различение прошлого, настоящего и будущего. | Текущий момент времени. Отсутствие ориентации во времени: всё происходит «здесь и сейчас». | Чтение карт, схем. Экстраполяция, транспонирование. | Конкретное пространство. | Запоминание имен, дат, символов. | Запоминание образов, узнавание, запоминание конкретных событий. | Речевая активность, понимание смысла. | Понимание эмоционального состояния. | Детальное восприятие по-отдельности. | Целостное восприятие "в целом". | Позитивное. Контроль позитивных эмоций, веселое и радостное восприятие мира (оптимизм). | Негативное. Контроль негативных эмоций, мрачное восприятие мира (пессимизм). | Восприятие ритма в музыке. | Восприятие и сочинение музыки контролируется правым полушарием. Именно оно обеспечивает восприятие мелодии в музыке. Музыкальные мелодии лучше распознаются, если прослушиваются левым ухом, т.е. воспринимаются правым полушарием. | Вербальный интеллект (особенно ценится при обучении в школе и в вузе, а также в точных и технических науках). | Невербальный интеллект (в творческих профессиях, конструировании, дизайне). | Содержит план строения только контралатеральной стороны тела, т.е. правой, противоположной. | Содержит план построения обеих половин тела. | Тесно связано с активирующими системами ствола мозга. | Тесно связано с диэнцефальным отделом, т.е. средним мозгом. | Активность левого полушарие поддерживает связь с реальностью и сознательной деятельностью. | Активация правого полушария связана с гипнотическими и трансовыми состояниями, оно в большей степени, чем левое, поддерживает бессознательную деятельность мозга. | Кора левого полушария контролирует количество и активность Т-лимфоцитов, обеспечивающих клеточный иммунитет. | Кора правого полушария антагонистически влияет на иммунную регуляцию, осуществляемую левым полушарием. |
Виды взаимодействий между полушариями: - Сотрудничество - распределение нагрузки между обоими полушариями.
- Интеграция - объединение и сравнение информации, полученной разными полушариями.
- Метаконтроль - контроль определённого полушария над процессом переработки информации. При этом более активным может быть не контролирующее полушарие.
- Суммация - наблюдается при перцептивных переносах.
- Межполушарный перенос.
- Интерференция.
- Взаимное торможение (реципрокное).
Интересно, что мозолистое тело, соединяющее нервными связями оба полушария, примерно на 11% больше у леворуких людей и амбидекстров. Это предполагает повышенную эффективность межполушарной передачи информации у этих категорий людей. Особенности асимметрии мозга левшей не являются зеркальным отражением организации мозга правшей, а представляют собой альтернативный принцип его функционирования [Жаворонкова Л. А. Особенности межполушарной асимметрии ЭЭГ правшей и левшей как отражение взаимодействия коры и регуляторных систем мозга // Функциональная межполушарная асимметрия : хрестоматия. Под ред. Н. Н. Боголепова, В. Ф. Фокина. М. : Научный мир, 2004. С. 287–292.]. © 2014-2023 Сазонов В.Ф. © 2014-2023 kineziolog.su Дополнительные материалы ФМА в диф.психофизиологии Сайт, посвящённый асимметрии мозга Особенности развития речи у детей в 6-7 и в 9-10 лет, с разным профилем латерализации моторных и сенсорных функций. 2009. Вращение балерины: Одна балерина Посмотрите на балерину и скажите, в какую сторону она вращается. В какую? По часовой стрелке или против часовой стрелки? Вы уверены в этом? Две балерины Теперь посмотрите на двух балерин и скажите, в какую сторону вращаются они. В ту же самую, что и одна? Вы уверены? Две балерины разные Три балерины Посмотрите на трёх балерин. Обратите внимание на следующее. Когда Вы смотрите на левую балерину, то все три балерины вращаются в ту же самую сторону, что и она. А когда Вы смотрите на правую балерину, то все три балерины вращаются уже в другую сторону, вместе с правой балериной. В таком случае, в какую же сторону на самом деле вращается средняя балерина? По часовой стрелке или против? Приходится сделать вывод о том, что направление вращения балерины зависит не от неё самой, а он нашего восприятия, от нашего мозга. Теперь, после этой маленькой подготовки с тремя балеринами, Вы можете стать волшебником! Вернитесь к первой одиночной балерине и заставьте её вращаться в другую сторону! А если она не слушается, то повращайте рядом с ней пальцем, показывая, в какую сторону ей надо вращаться. Через некоторое время балерина подчинится Вашему приказу и начнёт вращаться в противоположную сторону. Конечно, на самом деле Вы научились управлять не балериной, а своим собственным мозгом. Но это тоже большое достижение! Поздравляю Вас! Кошка-балерина После тренировки с вращающейся балериной Вы легко сможете управлять "кошкой-балериной". Заставьте её по Вашему мысленному желанию вращаться то в одну, то в другую сторону. Получилось? Ну, теперь Вы настоящий волшебник (или волшебница)!
|
Пользователей онлайн: 0. Всего гостей: 0 Поисковики: нет.
Приветствую вас на своем сайте, здесь вы можете найти много полезной информации (или что-то типа того)
САЗОНОВ Вячеслав Фёдорович
доцент кафедры биологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, кандидат биологических наук. Преподаватель вуза с 1978 года...
На сайте введена регистрация через социальные сети, если вы хотите оставлять комментарии без потверждения, пожалуйста, воспользуйтесь именно этим типом аутентификации.
Если у вас уже есть аккаунт на сайте, вы можете привязать его к любой социальной сети? зайдя в настройки вашего аккаунта("Мои учётные данные") ниже и воспользовавшись вкладкой "Подключение к социальным сетям".
После того, как вы зайдёте при помощи аккаунта в социальной сети, ваши возможности на сайте возрастут.
Поддержка сайта
Вы можете поддержать сайт не только добрым словом, но и материально! Это очень поможет. IT-специалисты, следящие за сайтом день и ночь, хотя бы лишнюю чашечку кофе выпьют. Для этого по своему желанию перечислите любую сумму на карту Сбербанка номер: 2202 2008 3795 8501
-24-12-07-10-04 |