Оформление лабораторных работКраткое описание: Библиографическая ссылка для цитирования: Сазонов В.Ф. Оформление лабораторных работ [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2025: [сайт]. Дата обновления: 21.10.2025. URL: https://kineziolog.su/content/oformlenie-laboratornyh-rabot (дата обращения: __.__.20__)
__________Шаблон для правильного оформления в учебных тетрадях практических занятий или лабораторных работ по естественнонаучным учебным дисциплинам, план оформления лабораторной работы, требования к выводам. Шаблон для правильного оформления в учебных тетрадях лабораторных работ по естественно-научным учебным дисциплинамЛабораторная работа оформляется по определённому плану. Она, как правило, имитирует в упрощённом виде те исследования, которые проводили настоящие крупные учёные прежних лет в этой области. Необходимо придерживаться стандартного плана в оформлении своей лабораторной работы. Фактически это является имитацией протокола научного опыта или имитацией научного отчёта о проведённом исследовании, и это приучает обучающихся к правильному оформлению их будущих исследований. Стандарно о лабораторных работах пишут так: Лабораторное занятие – это основной вид учебных занятий, направленный на экспериментальное подтверждение теоретических положений. В процессе лабораторного занятия учащиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение лабораторных работ направлено на:
Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений, поэтому преимущественное значение они имеют при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов. Основными целями лабораторных занятий являются:
В ходе лабораторных занятий у учащихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты). По лабораторной работе репродуктивного характера методические указания содержат:
По лабораторной работе частично-поискового характера методические указания содержат:
Форма организации учащихся для проведения лабораторного занятия – фронтальная, групповая и индивидуальная – определяется преподавателем, исходя из темы, цели, порядка выполнения работы:
Оформление лабораторной работы (или практического занятия)Дата: _____ (Отвечает на вопрос: "Когда делали?" Дата - это один из важных пунктов для протокола любого научного исследования, т.к. она подтверждает реальность проведённой работы, привязывает её к определённому времени. Можно сказать, что дата - это необходимый элемент для обозначения научности и реальности проводимого исследования.) Лабораторная работа [или: Практическое занятие] № ___. Тема: «___________________________________________» (Отвечает на вопрос: "По какому поводу делается?") Цель:_____________________________________________ (Отвечает на вопрос: "Для чего делается?" Важно помнить, что именно цель работы нацеливает на выводы, которые вы должны сделать в конце данной работы. Цель должна соответствовать выводам, а выводы - поставленной цели.) Оборудование: гаджет, доступ в Интернет, письменные принадлежности - это тот минимум, который необходим для работы с электронными ресурсами + специальное оборудование для конкретного занятия (Отвечает на вопрос: "Что необходимо для выполнения работы?", а также "Чем научились пользоваться за время выполнения работы?") Ход работы:_______________________________________ (Отвечает на вопрос: "Что делали?" По существу, это краткий конспект ваших действий с объектами и оборудованием. Ход работы задаётся в методических указаниях в разделе "Методика выполнения работы". "Методика" - это то, что должны сделать исполнители работы. "Ход работы" - это то, что сделали в реальности. Конечно, обычно они совпадают!) Результаты: _______________________________________ (Отвечают на вопрос: "Что наблюдали?" Или: "Что регистрировали?" Надо привести конкретные описания своих наблюдений или конкретные результаты проведённых измерений, выраженные в соответствующих цифрах. Либо сделать зарисовки препаратов или рисунков.) Варианты представления результатов: 1. Описание явления. 2. Таблица. 3. Рисунок. Необходимо подписать название рисунка и сделать обозначения его важнейших деталей. Выводы: __________________________________________ (Отвечают на вопрос: "что поняли?", или "что узнали?", или "что считаете самым важным в данном материале?", или "какой информацией, знанием, сведениями можете поделиться с другими людьми?" Но в выводе не надо писать "я понял то, что нужно было понять", а надо написать что именно вы поняли, дать в выоде какое-то содержание, информацию. Отвечая на этот вопрос, следует исходить из цели лабораторной работы. Этой работой вы что-то должны были доказать, вот и напишите, что же именно вы доказали. Не стесняйтесь делать даже "плохие" или "неудачные" выводы. Ведь даже профессора и академики постоянно исправляют и улучшают свои же собственные выводы, такова уж особенность научно-исследовательской работы. Что уж тут говорить о студентах?! Учитесь делать научные выводы и совершенствовать их! И, наконец, главное: не надо путать вывод и отчёт! Вывод ≠ отчёт. Отчёт отвечает на вопрос "что сделали?", а не "что поняли или узнали?" Отчёт, несомненно, тоже очень важен в жизни, и лучший отчёт звучит примерно так: "всё, что было запланировано, было выполнено в срок". Как видим, в таком отчёте не содержатся новые знания, новая информация, в нём не говорится о том, что именно понял исполнитель в результате своей работы. Примеры часто встречающихся в выводах отчётов (и это неправильно): 1) "Проведён анализ литературы...", 2) "Проведено исследование/эксперимент...", "Разработаны рекомендации..." и т.п. Это не выводы, их надо переделать. Но подобные тексты с отчётом вполне можно разместить в Заключении, а не в Выводах. Там они могут быть вполне уместны. Существует ещё способ для проверки корректности вывода. Если вывод состоит из общих фраз, то проверьте, можно ли его перенести во Введение. Если это вполне возможно, то это "пиар", а не вывод. Вывод должен обобщать результаты конкретной проведённой работы, которые его и подтверждают, он не должен быть общепринятым абстрактным утверждением. Пример сравнения между собой отчёта и выводаОтчёт: "В результате информационного поиска было обнаружено 25 важных направлений биотехнологии". Вывод: "Наиболее перспективными следует признать следующие 5 из 25 важных направлений биотехнологии (далее указываются конкретные направления, переспективность которых была обоснована в результате проведённого исследования):
Так что пишите в выводах о том, что вы узнали или что доказали благодаря проделанной работе, а не о том, какую именно работу вы проделали. И помните: вывод должен быть кратким, точным и убедительным - как выстрел! Проверка: Проверено: ______________________(Оценка и/или подпись преподавателя.) Работу проверяет преподаватель. Он вносит исправления, ставит оценку, подписывает работу. © 2013-2025 Сазонов В.Ф. © 2013-2025 kineziolog.su
Ваша оценка:
|