3. Понятийная структура / Физиология возбуждения
3. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Одной из важнейших задач стоящей перед студентами при осуществлении самостоятельной работы по изучению материала данной темы, является усвоение понятийной структуры материала. Эта структура является языком, с помощью которого происходит описание объектов и явлений. Знание содержания понятий является необходимым условием усвоения содержания учебного материала.
Рассматривая понятийную структуру данного раздела, прежде всего, хотелось бы обратить внимание на качественные группы понятий, составляющих его основу. Можно выделить три таких группы:
1. Структурные понятия – раскрывают компоненты, обеспечивающие процессы на клеточной мембране (K – Na – насос, активационные ворота, инактивационные ворота, селективная воронка, хемовозбудимые ионные каналы, электровозбудимые (потенциалзависимые) ионные каналы).
2. Процессуальные понятия – с их помощью раскрываются механизмы процессов (активная деполяризация, активный транспорт веществ, возбуждение, волна возбуждения (распространяющееся возбуждение), гиперполяризация, деполяризация, локальный ответ, одиночный приступ возбуждения, пассивная деполяризация, пассивный транспорт веществ, раздражитель, реверсия, реполяризация, торможение, физиологический покой).
3. Оценочные понятия – с их помощью дается количественная или качественная оценка состоянию системы (возбудимость, критический потенциал, лабильность (функциональная подвижность), латентный период, максимальная сила раздражителя, максимальный ритм раздражения, мембранный потенциал (потенциал покоя), оптимальный ритм раздражения, пассивный (электротонический) потенциал, пессимальный ритм раздражения, подпороговая сила раздражителя, полезное время, порог времени, пороговая сила раздражителя, пороговый потенциал, потенциал действия, раздражимость, реактивность, реверсионный потенциал, реобаза, рефрактерность, сверхмаксимальная сила раздражителя, селективность (избирательность) ионного канала, субмаксимальная сила раздражителя, субнормальность, хронаксия, экзальтация, фаза абсолютной рефрактерности, фаза относительной рефрактерности, фаза экзальтации).
Данная смысловая организация понятийной системы позволяет не только улучшить восприятие содержания понятий, но и сформировать структуру усваиваемой информации. Это, в свою очередь, позволит увеличить скорость её воспроизведения из памяти, обеспечит понимание материала и применение его для решения практических задач.
В процессе изучения теоретического материала по теме «Физиология возбуждения» постарайтесь ответить на предложенные вопросы, которые будут использованы в дальнейшем для проведения текущего и итогового контроля по данному модулю.
|
Пользователей онлайн: 0. Всего гостей: 0 Поисковики: нет.
Приветствую вас на своем сайте, здесь вы можете найти много полезной информации (или что-то типа того)
САЗОНОВ Вячеслав Фёдорович
доцент кафедры биологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, кандидат биологических наук. Преподаватель вуза с 1978 года...
На сайте введена регистрация через социальные сети, если вы хотите оставлять комментарии без потверждения, пожалуйста, воспользуйтесь именно этим типом аутентификации.
Если у вас уже есть аккаунт на сайте, вы можете привязать его к любой социальной сети? зайдя в настройки вашего аккаунта("Мои учётные данные") ниже и воспользовавшись вкладкой "Подключение к социальным сетям".
После того, как вы зайдёте при помощи аккаунта в социальной сети, ваши возможности на сайте возрастут.
Поддержка сайта
Вы можете поддержать сайт не только добрым словом, но и материально! Это очень поможет. IT-специалисты, следящие за сайтом день и ночь, хотя бы лишнюю чашечку кофе выпьют. Для этого по своему желанию перечислите любую сумму на карту Сбербанка номер: 2202 2008 3795 8501
-24-12-07-08-53 |