grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

67. Гун-ань (коан) тринадцатого бодхисаттвы

Краткое описание: 
Тринадцатый бодхисаттва с помощью ученика-новичка открывает практику Просветления с помощью гун-ань (коана).

Гун-ань (коан) тринадцатого бодхисаттвы

 

Как-то раз новичок-ученичок, не пробывший в обществе тринадцатого Бодхисаттвы и недели, обратился к нему с вопросом:

- Учитель, а что будут делать бодхисаттвы, если им некого будет спасать?

Остальные ученики опешили: коварство этого вопроса заключалось в том, что бодхисаттва — это по определению именно то существо, которое взяло на себя обет спасать другие существа от страданий, и поэтому если некого спасать — то нет и бодхисаттвы.

Тринадцатый бодхисаттва впал в глубокую задумчивость, затем в концентрацию, затем в медитацию, затем в глубокую медитацию, затем в самадхи, затем в сампраджнята (савикальпа) самадхи и асампраджнята (нирвикальпа) самадхи, затем, по всему видать, вошёл в аннутара-самьяк-самбодхи (совершенное и полное просветление) и не обнаруживал никакого видимого намерения выходить оттуда...

Раскрыв рот, широко открытыми глазами смотрел незадачливый ученик на застывшего бодхисаттву.

Выждав почтительно пару часов, остальные ученики бодхисаттвы засуетились, стали нарочито громко вздыхать, затем кашлять, а потом и задавать вопросы своему погружённому в самбодхи учителю.

Надо ли говорить, что это не возымело на бодхисаттву никакого действия?!

В полной растерянности ученики ещё изрядно пошумели, пока самый сообразительный из них не схватил посох учителя и не треснул им с размаху по просветлённой голове!

Тринадцатый бодхисаттва пристально глянул на ученика с посохом и молвил:

- Видно, мои уроки не прошли для тебя даром... - после чего потянулся за своим посохом.

Не успел он закончить свою мысль, как любопытный новичок вновь спросил его:

- Ну, так что, учитель, что же всё-таки будут делать бодхисаттвы, если им некого будет спасать?

Застигнутый врасплох этим вопросом на середине своего движения к посоху, бодхисаттва вновь застыл в медитации. Но теперь вместе с ним впали в транс также несколько из его старших учеников!

Каждого из них оставшимся в сознании ученикам через некоторое время пришлось пробуждать посохом, после того как он освободился от обработки новичка — любителя задавать провокационные вопросы. Последний удар получил, естественно, любимый учитель — тринадцатый бодхисаттва.

Вновь выйдя из своего самадхи, он засел писать свидетельства о просветлении всем медитировавшим вместе с ним старшим ученикам, а также заметки о применении для достижения просветления практики гун-ань (коан).

Изрядно струхнувшие младшие ученики, так блестяще применившие уроки с посохом, полученные ими от своего учителя, тихо, но ожесточённо, спорили, является ли ученик-новичок воплощённым Авалокитешварой или Кшитигарбхой, не решаясь даже гипотетически предположить возможность воплощения для этой цели менее милосердных махасаттв-бодхисаттв.

Убежавший же, изрядно обученный посохом, новичок долгие годы ещё потом скитался по разным монастырям, страстно желая, но не решаясь, задать свой вопрос, постоянно крутившийся в его голове и не дававший ему сосредоточиться ни на чём другом, пока, наконец, в один прекрасный миг он вдруг не воспроизвёл в точном порядке все увиденные им когда-то состояния тринадцатого бодхисаттвы и не оказался внутри аннутара-самьяк-самбодхи!..

07.07.2011.

© Сазонов В.Ф., 2011

© http://kineziolog.bodhy.ru, 2011


Ваша оценка: 
0
Голосов пока нет

Комментарии

КОАН (яп. "загадка", кит. "гунъаньК") — средство стимулирования мысли, поиска, напряженной работы мозга; одной из двух важнейших практик буддизма Чань (яп. "Дзен"), помогающей в достижении состояния У (яп. "Сатори"). Первоначально в китайском языке термином "гунъань" обозначался официальный документ в судебной практике, но с 8 в. — это истории из жизни патриархов Чань-буддизма, которые наставник предлагает адепту в качестве интеллектуальной задачи. Коан обязательно содержит парадокс, который решить рациональным способом невозможно. В классической средневековой литературе буддизма Чань (Дзен), содержащей изречения, диалоги, вопросы и загадки, фиксировались лишь высказывания, вызывавшие, по утверждению наставников Дзен, состояние У (сатори).

Письменно коанов зафиксировано более 2000, из них 1700 гунъаней. Классические примеры: "Удар двумя руками — хлопок, а что такое хлопок одной рукой?" (В качестве ответа, поиск которого мог длиться годами, предполагалось полное молчание.) Вопрос ученика: "Что есть Дзен?" Ответ наставника Дзен: "Кипящее масло над огнем". Вопрос ученика: "Кем является Будда?" Ответ наставника Дзен: "Тремя цинами воска". Вопрос ученика: "Говорят, что все многообразие сводится к единому, но может ли быть уменьшено единое?" Ответ наставника Дзен: "Когда я был в районе Дзина, у меня был плащ весом в 7 цин". Следовательно, любой вопрос, с точки зрения наставника Дзен, абсурден, т. к. вопрошающий, вычленяя факт из единства бытия, тем самым уже детерминирует его. Ответ наставника Дзен абсурден по той же причине. Однако весь диалог иллюстрирует тождественность любого высказывания, тем самым имея смысл в системе буддизма Чань (Дзен): за внешним, кажущимся абсурдностью и нелепостью коана, необходимо отыскать глубокий внутренний смысл, отыскать наиболее удачный парадоксальный ответ.

Примеры коанов: 1) "Однажды монах спросил Шао-шаня: "Существует ли высказывание, которое не было бы ни истинным, ни ложным?" Шао-шань ответил: "В белом облаке не увидишь ни следа уродства". 2) "Три монаха: Сю-фэнь, Чжинь-шань и Йень-тоу — встретились в саду храма. Сю-фэнь увидел ведро с водой и указал на него. Чжинь-шань сказал: "Вода чиста и отражает образ Луны". "Нет, нет, — сказал Сю-фэнь, — это не вода, это не Луна". Йень-тоу перевернул ведро".

Коан должен полностью завладеть сознанием ученика, вытеснив прочие мысли, затем после ментального перенапряжения наступает внезапный прорыв, и смысл коана становится понятным. Многие коаны стали нормативными и их передают следующим поколениям. Два наиболее известных китайских сборника К. "Бияньлу" ("Записки у бирюзовой скалы") и "Уменьгуань" ("Застава без ворот") составлены в 11—13 вв. Эти сборники применяются и японскими наставниками Дзен, которые в направлении Риндзай-сю буддизма Чань (Дзен) отдают коанам предпочтение перед сидячей медитацией Дзадзен (см. Дзадзен): адепту Дзен предлагают решать цепочку коанов один за другим.

С. В. Силков

 

Гун-ани (по-японски "коаны") имели огромное значение в сотериологическом учении буддизма китайского (позже японского) направления - школы чань (по-японски "дзен"), в основе которого лежит концепция внезапного просветления ("самадхи" на санскрите, или по-японски "сатори"). Сборник «Би янь лу» («Записки у Лазурной скалы», или «Речения с Лазурного утеса») представляет собой полное собрание исторических парадоксов, известных как гун-ани, и является одним из наиболее выдающихся канонических текстов в письменной традиции школы чань.

Результаты научного исследования этого сборника гун-аней можно найти, например, в диссертации:

dissercat.com/content/sbornik-gun-anei-bi-yan-lu-kak-pamyatnik-pismennoi-traditsii-shkoly-chan

Про коаны слышал, а про гунь-аны - никогда. Так что узнал что-то новое для себя.

Так а где здесь сам коан?

Только болван не увидит коан! )))
Вот же он: "что будут делать бодхисаттвы, если им некого будет спасать?"
Ведь бодхисаттва по определению тот кто спасает. Если некого будет спасать, то он уже не будет бодхисаттвой. И что же тогда делать бодхисаттве, если он уже не бодхисаттва?
Думай и может быть тоже впадёшь в самадких! )))