grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

Физическое развитие

Краткое описание: 
Библиографическая ссылка для цитирования: Сазонов В.Ф. Физическое развитие [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2022: [сайт]. Дата обновления: 21.09.2022. URL: https://kineziolog.su/content/fizicheskoe-razvitie (дата обращения: __.__.20__). ___________________________

Определение понятия "развитие" для любой биосистемы (организм, орган, ткань, клетка)

Развитие биосистемы - это процесс качественных и количественных изменений, приводящих к увелипчению размеров, усложнению строения, расширению возможностей и функций биосистемы с течением времени, повышающий её приспособленность к данным условиям среды. Развитие повышает шансы биосистемы на выживание. Также развитие понимается как созревание, достижение полноценности какого-либо явления.© 2022 Сазонов В.Ф. 

 Развитие складывается из следующих процессов:

  1. Рост: увеличение размеров биологической структуры (организма, органа, ткани или клетки). Рост, в свою очередь, достигается за счёт двух процессов: увеличение количества клеток + увеличение размеров каждой клетки, т.е., соответственно, за счёт размножения клеток и роста каждой отдельной клетки. Понятие "рост" мы используем здесь в значении процесса, а не показателя линейных размеров тела. Противоположный росту процесс назвается атрофией - это уменьшение размеров клеток, тканей, органов.
  2. Дифференцировка: обретение различий в строении и функциях между клетками или другими структурами в ходе их жизни и размножения. Сравните, например, нейрон и эритроцит. Они очень сильно отличаются друг от друга, хотя произошли изначально из одной и той же клетки - зиготы. Дифференцировка захватывает также и развивающиеся ткани и органы.
  3. Формирование (=формообразование, =морфогенез): обретение формы. По мере развития меняется форма всей биосистемы и её отдельных частей.
  4. Деструкция. К одному из процессов, обеспечивающих развитие, можно также отнести деструкцию (в более узмком смысле - клеточную гибель): это разрушение отдельных клеток, тканей или даже органов по ходу развития организма. Клеточная гибель как часть нормального процесса развития включает в себя как разрушение отдельных клеток, так и разрушение клеток в составе подвергающейся деструкции ткани. Такая физиологическая гибель клеток происходит путём апоптоза ("запрограммированной смерти"). Естественный апоптоз происходит в период эмбриогенеза, при "выбраковке" повреждённых клеток и клеток в состоянии терминальной (=предельной) дифференцировки, также в процессе инволюции ("обратного развития") органов, при дифференцировке некоторых типов клеток, а также у новорождённых вследствие родового стресса. Основное назначение естественного апоптоза — это ремоделирование ("переделка") тканей и поддержание тканевого (структурного) гомеостаза (постоянства). Для описания гибели клеток и тканей также используется термин "лизис", т.е. "растворение", "разрушение", "распад", "расплавление" клеток под действием соответствующих ферментов.

Следует познакомиться с несколькими основными законами роста и развития организма.

1. Биогенетический закон Геккеля - Мюллера.

2. Филэмбриогенез Н.А. Северцова.

3. Закон роста и дифференцировки И.И. Шмальгацзена.

4. Закон гетерохронного развития П.К. Анохина.

Показатели УФР (уровня физического развития)

Найдите свои антропометрические показатели с помощью весов, ростомера и сантиметровой ленты:

  • рост
  • масса тела (МТ)
  • окружность грудной клетки

Несколькими способами определите уровень своего физического развития. Внесите ссылки на использованные информационные источники в виде электронного адреса соответствующей страницы сайта: https//... и т.д. Сделайте выводы по сравнению с нормой для своего пола и возраста, используя показатели нормы и отклонений, найденные в Интернете:

1. Гармоничное или негармоничное развитие.

2. УФР:

  • высокий
  • выше среднего
  • средний
  • ниже среднего
  • низкий

3. Сравнение массы тела с нормой: ожирение (какой степени), избыточная МТ, норма, недостаточная МТ, дистрофия.

4. Конституция (телосложение).

 

Практическое занятие: Оценка физического развития

[Дата]

Тема: Оценка физического развития

Цель:

  • самостоятельно найти и использовать материалы, необходимые для оценки уровня физического развития ребёнка.

  • привести примеры расчётов и оценить уровень собственного физического развития.

План занятия

  1. Дать определение понятию «физическое развитие».
  2. Дать краткое описание различным методам оценки физического развития.
  3. Привести нормы физического развития для мальчиков и девочек различного возраста в виде отдельных сравнений для примера. (Выбрать наиболее интересные показатели и привести в качестве примера.)
  4. Произвести оценку собственного уровня физического развития по одной или более методике (Для продвинутого уровня обучения использовать 2-3 методики.)
  5. Сделать заключение по проделанной работе.

а сайте kineziolog.su есть материалы по физическому развитию. Это пункты № 1-4 и 7 в разделе "Возрастные изменения, показатели развития" Перейти

 

Пример оформления практической работы

 

Физическое развитие и его показатели

Физическое развитие – это процесс изменения морфофункциональных показателей: увеличение массы тела, окружности-объема грудной клетки, улучшение состояния осанки, опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Развитие мышечной, костной и жировой ткани.

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции отдельных частей тела и степень развития функциональных способностей организма (физическая подготовленность). Только при их совместном рассмотрении можно дать объективную оценку физического развития.

Дополнительные показатели: оценка физической подготовленности

1. Аэробная выносливость – длительное выполнение работы средней мощности.

2. Силовая выносливость – способность противостоять утомлению при длительных нагрузках силового характера.

3. Скоростно-силовая – способность выполнять длительное время силовые упражнения с максимальной скоростью.

4. Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой, за счет эластичности связок, мышц и сухожилий.

5. Быстрота – способность человека максимально быстро чередовать сокращения мышц и их расслабление.

6. Динамическая мышечная сила – способность к взрывному (максимально быстрому) проявлению усилий с собственным весом тела или большим отягощением. Рост мышечной силы приводит к увеличению объема и плотности мышц, что способствует контролю веса, т.к. мышечная ткань требует больше калорий, чем жировая, даже во время отдыха.

7. Ловкость – способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.

8. Состав тела – соотношение мышечной, жировой и костной ткани.

9. Осанка – комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы.

10. Здоровье – объективным показателем здоровья является положительная тенденция во всех вышеперечисленных показателях физического развития.

 

Методы оценки физического развития:

1. Метод индексов является одним из наиболее ранних методов индивидуальной оценки физического развития. При этом сопоставляются две или более антропометрические величины, например индекс Пинье – L/P, где Р – масса тела, L– длина тела. Одним из наиболее распространенных в настоящее время является индекс L– 100 = P.

Несмотря на давнее применение, этот метод обладает существенным недостатком. При сопоставлении индексов исходят из предположения, что размеры человеческого тела изменяются пропорционально. Современные антропологические исследования показывают, что при изменении одного из размеров человеческого тела не существует строго пропорционального изменения всех остальных размеров. Более того, в некоторых случаях существуют разнонаправленные изменения: один из признаков увеличивается, а другой остается без изменения или уменьшается.

2. Метод сигмальной оценки. Этот метод основан на принципе сопоставления индивидуальных антропометрических размеров с соответствующими нормативами, которые разрабатываются для отдельных возрастно-половых и этнических групп и даются в виде интервалов статистических показателей (см. стандарты физического развития).

Для индивидуальной оценки физического развития каждого отдельного ребенка пользуются формулой (U – M)/d где U – величина признака обследуемого ребенка, М – средняя величина этого признака для детей данного возраста и пола (по стандарту), d - среднее квадратическое отклонение (по стандарту).

Если это отношение (U – M)/ d находится в пределах до ±1d, то ребенка по данному признаку следует отнести к возрастной норме; если это отношение более ±1d до ±2d, то признак ребенка ниже или выше нормы; если это отношение выражается цифрами более ±2d до ±3d, то развитие ребенка высокое или низкое.

В современных условиях, когда параметры физического развития детей подвержены значительным изменениям в связи с процессами акселерации, необходимо учитывать большое число конституциональных и функциональных признаков.

3. Метод корреляции является следующим этапом анализа данных физического развития. Он позволяет проводить оценку не на основе изолированных друг от друга средних размеров признаков, а на основе их взаимосвязи, и таким образом судить о гармоничности физического развития.

Корреляционная связь может быть прямой (положительной), когда с нарастанием размеров одного признака нарастают размеры другого признака, или обратной (отрицательной), когда с увеличением одного признака уменьшаются размеры другого признака.

Пример прямой связи: увеличение веса с увеличением роста. Пример обратной связи: развитие мускулатуры и уменьшение жироотложения.

Характер и сила связи между признаками определяются коэффициентом корреляции (r). Формула его вычисления такова (найдите её в Интернете):

где x и y – коррелируемые признаки (например x – длина тела, y – масса тела),

dx – отклонение от средней одного признака (длина тела),

dy – отклонение от средней другого признака (масса тела).

Коэффициент корреляции может иметь любое числовое значение в пределах от 0 до 1.

Коэффициент корреляции, равный 1, характеризует сильную, тесную связь, когда с изменением одного признака строго пропорционально изменяется другой признак.

Схема оценки        r = 0 ± 0,29     - связь слабая, незначительная

коэффициента       r = ± (0,3 – 0,69)        - связь средняя, удовлетворительная

корреляции          r = ± (0,7 – 1,0)          - связь сильная, тесная

4. Метод регрессии. На основании коэффициента корреляции рассчитывается коэффициент регрессии (R), смысл которого состоит в том, что он показывает, насколько в среднем изменяется величина одного признака на единицу изменения другого признака. С помощью коэффициента регрессии можно, например, установить, насколько изменяется масса тела (признак Y) при увеличении длины тела на 1 см (признак Х).

В этом случае Ry/x = r(sy/sx).

Если мы хотим знать, насколько изменяется величина признака Х на единицу изменения признака Y, то Rx/y = r(sx/sy).

Коэффициенты регрессии используеются для получения оценочных таблиц, шкал регрессии, в которых размеры массы тела и окружности грудной клетки приведены в соответствие с величинами длины тела. Преимущество шкал регрессии в том, что они позволяют дать комплексную оценку физического развития индивидуума сразу по 3 признакам в их взаимной связи.

В шкалах регрессии оценка показателей длины тела приводится по общей сигме (d), а масса тела и окружность грудной клетки – по частной сигме или сигме регрессии (dR).

Сигма регрессии рассчитывается по формуле:

, где dy – среднеквадратическое отклонение признака Y, где ry – коэффициент корреляции этого признака с длиной тела.

5. Центильный метод. Сущность его заключается в следующем: все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда (вариационной ряд), делят его на 100 интервалов, попадания в которые имеют равные вероятности. Обычно для характеристики распределения приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й и 97-й. 3-й центиль – это такая величина исследуемого признака, меньше которой он наблюдается у 3% вариант выборки. Величина признака меньше 10-го центиля встречается у 10% вариант выборки и т. д. 50-й центиль представляет собой медиану ряда. Для индивидуальной оценки физического развития ребенка достаточно полученные результаты длины и массы тела отыскать в возрастных таблицах «Стандарты физического развития».

 

Нормы физического развития для мальчиков и девочек разного возраста

Определение веса/массы тела

Массу тела измеряют с помощью весов (чаще всего электронных). Необходимо следить, чтобы ребенок находился в центре весов. В зависимости от возраста ребенка взвешивают в положении лежа, сидя или стоя. Маленьких детей укладывают на пеленку, после взвешивания малыша ее вес следует отнять от полученного результата. 

Взвешивание необходимо проводить утром, до кормления, когда ребенок помочится и опорожнит кишечник. 

Измерение окружности грудной клетки (ОГК)

Проводится обычной сантиметровой лентой, которую накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных руках. Затем руки опускают и соединяют концы ленты на уровне сосков и на фоне спокойного дыхания фиксируют результат измерения. У девочек с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудными железами в месте прикрепления железы к грудной клетке. Отмечают результат измерения. 

Примеры

Таблица

 Измерение окружности головы

Сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют результат.

Какие результаты и выводы следует получить на практическом занятии?

1. Собственные антропометрические показатели: рост, масса тела (вес), окружность грудной клетки, окружность головы. Отметить свой возраст и пол.

2. Дать оценку своему уровню физического развития (УФР):

  • высокий
  • выше среднего
  • средний (норма)
  • ниже среднего
  • низкий

3. Определить свою центильную группу.

4. Определить свою конституцию (телосложение).

5. Определить свои отклонения от нормы для своего возраста, пола, телосложения. Например: отклонение по массе тела - ожирение 1й степени.

Прикрепленный файлРазмер
PDF icon Центильный метод оценки УФР644.66 КБ
Ваша оценка: 
3
Средняя: 3 (2 проголосовавших)