grad-green grad-gray grad-blue grad-red grad-pink grad-purple grad-yellow
Нести помощь людям

Вход на сайт

Введение / Физиология возбуждения

Введение

 

В дисциплине «Физиология» раздел «Физиология возбудимых образований» занимает одно из важных мест, так как в нем рассматриваются основные исходные закономерности формирования информационных процессов в биологических системах. При изучении данного раздела студенты сталкиваются с объективными трудностями, которые затрудняют понимание и усвоение учебного материала.

Во-первых, в данном разделе имеется большое количество понятий, с терминологией которых студенты встречаются впервые. Это затрудняет процесс восприятия и усвоения учебного материала.

Во-вторых, в литературе по данной теме исторически сложилась ситуация не корректного использования терминов «волна возбуждения», «распространяющееся возбуждение», «одиночный приступ возбуждения», «потенциал действия». Эти термины часто используются как синонимы, хотя имеют различное содержание.

Термин «потенциал действия» используется в литературе одновременно как синоним и «волны возбуждения», «распространяющееся возбуждение» и «одиночный приступ возбуждения». Причины этого лежат в истории изучения процессов, происходящих на клеточной мембране. На начальных этапах изучения фиксировали только изменения поляризации мембраны и характеризовали их величину. В этом случае использование термина «потенциал действия» было уместно, поскольку понятие «потенциал» отражает только величину изменений, но не характеризует структуру и механизм процесса.

В дальнейшем этот термин стали использовать для характеристики последовательных изменений поляризации клеточной мембраны, фиксируя именно величину этих изменений на ее различных участках. В результате этого складывалось впечатление, что происходит перемещение «потенциала действия». Подобное состояние вопроса было еще оправдано в то время, когда механизм этих процессов не был еще известен. Но в настоящее время использование этого термина для характеристики перемещающихся изменений поляризации клеточной мембраны может привести к неверному толкованию механизма этого процесса. Термин «потенциал» отражает величину конкретного изменения, а величина не является материальным объектом и не может перемещаться в пространстве. Использование этого термина для характеристики распространяющихся изменений в клеточной мембране также нелепо, как использование термина «высота предмета» для характеристики его линейного перемещения. Кроме этого, такой подход к формированию понятия «потенциал действия» затрудняет оценку состояния системы с помощью других видов потенциалов.

Термин «одиночный приступ возбуждения» также не является синонимом терминов «волна возбуждения» и «распространяющееся возбуждение». Это связано с тем, что данным термином обозначают изменения поляризации на ограниченном участке мембраны, куда было осуществлено воздействие раздражителя. В структуре данного процесса можно выделить три фазы: «деполяризация», «реполяризация», «гиперполяризация». Каждая из этих фаз имеет свой механизм. Но все эти фазы являются этапами реализации «одиночного приступа возбуждения». Биологическое значение «одиночного приступа возбуждения» заключается в том, что он становится причиной таких же изменений на соседних участках клеточной мембраны и заменяет повторное воздействие раздражителя на них. С помощью одиночного приступа возбуждения происходит фиксация информации об изменениях среды на клеточной мембране.

Среди всех перечисленных терминов наиболее тождественны по смысловому значению термины «волна возбуждения» и «распространяющееся возбуждение». Они отражают последовательные изменения состояний участков клеточной мембраны, на каждом из которых возникает «одиночный приступ возбуждения». С помощью процессов «волна возбуждения», «распространяющееся возбуждение» происходит передача информации по клеточной мембране.

(Смотрите подробнее тут: 2_3 Потенциал действия и нервный импульс )

В-третьих, большую трудность для студентов составляет понимание целостного механизма возбуждения как результата совмещения в пространстве и времени нескольких, достаточно сложных, процессов.

В-четвертых, необходимо не только представить себе всю совокупность совмещенных процессов, но и уметь давать им количественную оценку, а также прогнозировать результаты всех изменений.

В-пятых, в настоящее время методическая литература в основном посвящена ответу на вопрос «Что изучать?», и практически отсутствует такие литературные источники, в которых был бы ответ на вопрос «Как изучать процессы такого уровня сложности?». А ведь студентам при таком количестве нового и сложного материала была бы очень полезна методика его изучения, особенно в процессе самостоятельной работы, так как количество аудиторных часов очень невелико.

 

Ваша оценка: 
2.5
Средняя: 2.5 (2 проголосовавших)