Возрастная анатомия, физиология и гигиена как наука. Анатомический и физиологический подход при характеристике возрастных изменений в процессе индивидуального развития человека.
Общее строение организма человека. Системы органов и их краткая характеристика.
Основные отличия детского организма от взрослого. Возрастные периоды развития.
Понятие зрелости человека. Виды зрелости.
Общие представления о процессах роста и развития. Основные закономерности.
Пренатальное (внутриутробное) развитие. Основные этапы: оплодотворение, начальный эмбриональный период, плодный период.
Критические периоды развития. Причины врожденных уродств и дефектов.
Периоды развития ребенка после рождения. Факторы, влияющие на развитие. Акселерация и ретардация развития.
Оценка уровня физического развития детей и подростков. Методы оценки.
Понятие здоровья. Основные нарушения развития и нарушения здоровья детей и подростков. Значение гигиены для профилактики нарушений развития и здоровья.
Общий план строения нервной системы и ее основные функции. Кодирование информации в нервной системе.
Нейрон как структурная и функциональная единица нервной системы. Развитие нейронов. Миелиницация.
Формирование мембранного потенциала покоя.
Нервный импульс, потенциал действия.
Синапсы, их строение, функционирование и значение.
Пластичность синапсов как основа научения, условного рефлекса, памяти.
Компьютерное моделирование межнейронных взаимодействий в программах "Импульсация" и "Нейроимпульсация". Способы обеспечения надёжности работы нейронных систем.
Рефлекс как основа нервной деятельности. Определение понятия, значение, примеры безусловных рефлексов.
Элементарная рефлекторная дуга, ее схема. Роль каждого звена. Основные направления развития рефлекторной деятельности в онтогенезе.
Отличия условных (приобретенных) рефлексов от безусловных. Условия их выработки. Схема рефлекторной дуги условного рефлекса.
Навыки, инстинкты, импринты, драйвы. Значение импринтинга в развитии личности.
Процессы возбуждения и торможения в ЦНС. Их роль в работе нервной системы у детей и подростков. Основные медиаторы возбуждения и торможения.
Роль возбуждения и торможения в ВНД у детей и подростков. Иррадиация, концентрация и индукция.
Понятие о внешнем и внутреннем торможении условных рефлексов. Виды торможения и педагогический процесс.
Учение A.А. Ухтомского о доминанте. Формирование доминанты. Роль доминанты в обучении и воспитании ребенка.
Динамический стереотип, его роль в процессе обучения и режиме дня. Приведите примеры полезных и вредных стереотипов у младших школьников.
Внимание, виды внимания. Особенности внимания у детей.
Слово как условный раздражитель. Вторая сигнальная система и ее значение.
Развитие речи у детей.
Типы высшей нервной деятельности. Связь типов ВНД с темпераментом и характером детей. Значение типов ВНД для индивидуального подхода в обучении и воспитании детей.
Межполушарная функциональная асимметрия и латерализация функций. Поло-возрастные особенности функциональной асимметрии полушарий.
Моторная асимметрия. Способы её оценки в эксперименте.
Физиологические основы памяти. Виды памяти. Возрастные особенности.
Физиологические механизмы сна. Цикл сна. Гигиена сна, его продолжительность. Связь с возрастом.
Обоснование режима дня с точки зрения физиологии нервной системы. Элементы режима.
Утомление у детей и подростков и педагогический процесс. Суточная и недельная динамика работоспособности. Признаки утомления. Профилактика переутомления.
Общая схема работы сенсорной системы. Сравнение понятий «анализатор» и «сенсорная система».
Общий план структурно-функциональной организации зрительной сенсорной системы, возрастные особенности у детей и подростков.
Особенности скелета и мышечной системы у детей разного возраста. Отклонения в развитии.
Требования к осанке. Гигиеническое обеспечение правильной осанки, требования к рабочему месту школьника. Профилактика плоскостопия, сколиоза и других нарушений осанки.
Роль основных желез внутренней секреции (гипофиз, надпочечник, щитовидная и поджелудочная железы) в развитии детей и подростков.
Мужские и женские половые железы, половые различия, первичные и вторичные половые признаки.
Половое созревание мальчиков и девочек.
Возрастные особенности выделительной системы. Энурез и его профилактика.
Витамины и их физиологическое значение. Профилактика гиповитаминозов у детей.
Кровь, её состав. Функции крови. Возрастные особенности.
Общая схема кровообращения, возрастные особенности.
Строение и работа сердца, возрастные особенности.
Общий план строения органов пищеварения, возрастные особенности. Профилактика нарушений пищеварения у детей. Профилактика кариеса у детей.
Питание ребёнка. Основные правила рационального питания. Суточный рацион питания.
Строение и функция кожи. Возрастные особенности кожи у детей и подростков. Правильный уход за кожей.
Теплорегуляторная функция кожи. Теплоотдача при различных условиях температуры, влажности и ветра. Гигиенические требования к одежде и обуви детей.
Иммунная система и иммунитет. Формирование иммунных реакций в процессе индивидуального развития.
Анализ индивидуальной медицинской карты. Группы здоровья и группы физкультуры.
Понятие о детской дезадаптации и методах ее коррекции.
Приемы профилактики и снятия эмоционального стресса.
Основные требования к воздушно-тепловому и световому режиму помещения.
Физиология дыхания. Поло-возрастные особенности дыхания.
Подготовка ребёнка к школе.
Понятие гомеостаза. Гомеостатические константы.