Возрастные особенности развития нервной системыКраткое описание: Библиографическая ссылка для цитирования: Сазонов В.Ф. Возрастные особенности развития нервной системы [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2024: [сайт]. Дата обновления: 10.12.2024. URL: https://kineziolog.su/content/razvitie-nervnoy-sistemy (дата обращения: __.__.20___). Возрастные особенности развития нервной системы (НС)НС всех позвоночных, включая человека, развивается из элементов наружного зародышевого листка – эктодермы. Следует запомнить, что НС образуется из эктодермы, т.е. имеет эктодермальное происхождение. Это, в частности, означает, что НС имеет более тесные "родственные связи" с кожей, чем с внутренними органами. В период формирования второго зародышевого слоя клеток (гаструляции) у высших позвоночных происходят активные перемещения клеточного материала в теле зародыша. У человека это конец 1-й недели развития, и он совпадает с имплантацией зародыша в стенку матки. У человека в первой фазе гаструляции образуются два эмбриональных зародышевых слоя (=зародышевых листка): эпибласт (верхний листок) и гипобласт (нижний). Клетки эпибласта постепенно расходятся, образуя заполненную жидкостью амниотическую полость. Во второй фазе гаструляции небольшая группа клеток эпибласта, сформировавшая в дне амниотической полости зародышевый щиток, образует первичную полоску и гензеновский узелок. Последующая миграция клеток этих структур вглубь зародыша приводит к формированию среднего листка зародыша – мезодермы. Гаструляция завершается у всех позвоночных образованием трёх зародышевых листков (=клеточных слоёв): эктодермы (1-й), энтодермы (2-й), мезодермы (3-й). В конце гаструляции формируется комплекс осевых органов (зачатков органов). Особое значение на этом этапе развития принадлежит головному отростку (нотохорду), формирующемуся из мигрирующих клеток гензеновского узелка. К концу гаструляции формируются и все основные, соответствующие разным группам животных провизорные (временные) органы: желточный мешок, амнион, аллантоис, хорион, плацента. Они выполняют защитные и питательные функции для зародыша (=эмбриона). Их число в ходе эволюции увеличивается. У человека гаструляция завершается к третьей неделе внутриутробного развития. Головной отросток дает начало развитию нотохорда – оси будущего зародыша. Это происходит между 3-4 неделями эмбрионального развития. Нотохорд является временной срединной структурой из мезодермы трехслойного эмбриона. Его первичной функцией является поддержка окружающих тканей. По мере развития скелета нотохорд редуцируется и встраивается в позвоночный столб на протяжении большей его длины, участвуя в формировании пульпозных ядер межпозвоночных дисков. Клетки нотохорда и формирующейся затем хорды оказывают индуцирующее влияние на дифференцировку прилежащего к ним участка эктодермы в нервную пластинку и далее в нервную трубку. Это означает, что под воздействием специальных веществ, которые выделяют клетки нотохорда и хорды, соседние клетки эктодермы преобразуются в нервные клетки. Как только развивается нотохорд, то сразу же расположенная над ней эктодерма начинает утолщаться и формирует нервную пластинку, клетки которой интенсивно размножаются и преобразуются (=дифференцируются), превращаясь в узкие цилиндрические нейроэпителиальные клетки, отличающиеся от соседних клеток покровного эпителия. Основной причиной формирования нервной пластинки и замыкания ее в нервную трубку является преобразование нейроэпителиальных клеток, связанное с изменением ориентации компонентов их актинового цитоскелета. В результате интенсивного деления и неравномерного роста нейроэпителия происходит его впячивание (=инвагинация) с последующим формированием нервной трубки. Основные этапы развития НС в эмбриональном периоде
Эмбриональное развитие ЦНС у млекопитающих и человека обычно разделяют на: эмбриональный (первые 6 недель), фетальный (с 6 до 24 недели) и перинатальный периоды (с 24 недели до рождения) (табл. 1). Основные стадии развития ЦНС человека (по: Donkellar at al., 2006)Стадия развития Возраст плода (недели) Основные морфологические изменения в развитии мозга Одной из основных закономерностей развития является гетерохронность, т. е. разновременность образования закладок органов и различная интенсивность их развития. Так, головной конец у всех хордовых развивается быстрее, чем органы, расположенные позади него, т. е. каудально, по направлению к хвостовой чисти тела (от лат. cauda — хвост). У человека зачаток верхней конечности развивается быстрее, чем зачаток нижней. Все структуры спинного и стволовой части головного мозга (нервные клетки и их связь с периферией) созревают быстрее, чем нейроны больших полушарий. Оказалось, что сроки закладки и быстрота развития органов зависят от времени начала функционирования этого органа. Поэтому быстрее развиваются те органы и системы органов, которые раньше прочих должны начать функционировать. Отсюда говорят о «функциональном созревании» органа или системы, т. е. готовности и возможности выполнять свои функции в организме. Литература1. Василенко, Д. А. Анатомия и физиология центральной нервной системы / Д. А. Василенко. — М.: Изд-во МГУ, 2018. — 324 с. 2. Гринёв, А. А. Нервная система детей: анатомо-физиологические особенности и развитие / А. А. Гринёв. — СПб.: Питер, 2020. — 256 с. 3. Захаров, В. В. Физиология возраста: от рождения до второго детства / В. В. Захаров. — М.: Просвещение, 2017. — 284 с. 4. Сеченов, И. М. Физиология нервной системы / И. М. Сеченов. — Изд. 2-е. — М.: Наука, 2019. — 456 с. 5. Ухтомский, А. А. Учение о доминанте / А. А. Ухтомский. — Л.: Наука, 1980. — 352 с. 6. Шевченко, Е. И. Развитие нервной системы у детей дошкольного возраста / Е. И. Шевченко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. — 210 с. 7. Хребтова, О. Н. Нейропсихология детского возраста / О. Н. Хребтова. — М.: Академия, 2016. — 298 с. 8. Чирков, А. С. Возрастная анатомия и физиология: учебник для студентов медицинских вузов / А. С. Чирков. — 6-е изд. — СПб.: ЭЛБИ, 2020. — 336 с. 9. Эйдман, Е. И. Нейрофизиология детского мозга: теория и практика / Е. И. Эйдман. — Екатеринбург: У-Фактория, 2018. — 374 с. 10. Фомин, Г. А. Физиология развития нервной системы у детей / Г. А. Фомин. — Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2019. — 275 с. Ваша оценка:
|